Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе
СОЦ. ПЕДАГОГИКА
Социальная педагогика - это отрасль педагогики, которая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагогика, или педагогика среды, это научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:
- дошкольная педагогика;
- педагогика школы;
- педагогика профессионального образования;
- воспитание в закрытых учреждениях;
- детских и юношеских организациях;
- педагогика клубной работы;
- педагогика среды;
- военная педагогика;
- производственная педагогика;
- педагогика временных объединений;
- педагогика социальной работы.
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм социального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.
В настоящее время социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, обладающий особой методикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Социальная педагогика - не новый раздел в педагогике, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания.
Функции социальной педагогики:
1)первостепенной задачей является изучение ребенка, его состояние в стадии конфликта;
2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, нахождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддержка в трудное время;
3)анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него;
4)социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;
5)она должна направлять деятельность ребенка на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;
6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав;
7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Воспитательная функция обозначает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:
1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;
2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни;
3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе;
4)развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;
5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.
Основываясь на положениях «Кодекса этики социального работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.
1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.
2.Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.
3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.
Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента.
4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. Соблюдение принципа
защиты прав клиента обусловливают обязанность социального педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем.
5. Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
6. Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.