Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Виды обучения

Обучение характеризуется как спец. организованный процесс взаимодействия педагога и обучаемых , в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы ЗУН способов мышления и деятельности .По своей структуре обучение есть единство деятельности учителя и учащегося. Учитель и ученик явл. субъектами учебного процесса. Деятельность ученика в процессе обучения в дидактике обозначается термином учение, деятельность обучающего –термином преподавание. Процесс обучения=преподавание+ учение. Преподавание- УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ, ПОМОЩЬ ИМ В УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ , ФОРМИР. УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. Учение- деятельность учащихся, направленная на усвоение системы ЗУН , способов мышления, приобретения умений и навыков. Научение– процесс и результат приобретения определенного индивидуального опыта без сознательно поставленной цели.

Процесс обучения – система последоват-ых учебных действий преподавателя для достижения познавательного рез-тата и соответствующая последоват-ая смена в умственном развитии уч-ся.

Отличительные признаки процесса обучения:

1)Двусторонний хар-р; 2)Совместная деят-ть учителей и уч-ся(сотрудничество); 3)Педагогическое руководство; 4)Планомерная, специальная организация и управление; 5)Целостность и единство; 6)Соответствие закономерностям возрастного развития уч-ся; 7)Управление развитием и воспитанием уч-ся.

Обучаемость – общая способность усвоения знаний. Обученность- система ЗУН, соответствующая норме. Функции процесса обучения:

1)Образовательная(формирование ЗУН, усвоение понятий, законов,…);

2)Воспитательная(формирование взглядов, убеждений, чувств, ценностей,..);

3)Развивающая(развитие интеллекта, памяти, воли, способностей,…).

К движущим силам обучения относят противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий . и. и. Прокопьев писал данную группу противоречий формулой : надо- могу / не могу – хочу / не хочу . Движущими силами процесса обучения явл. также чувства и эмоции , волевые усилия и проявления ученика.

В современной школе используются три основных вида обучения:

1) объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное);

2) проблемное;

3) программированное и развивающееся на его основе компьютерное.

Однако также 4) сократовское 5) догматическое 6)развивающее 7) модульное.

Современная педагогика пытается объединить преимущества всех дидактических систем и создать модель идеального обучения. Уже возникли и применяются такие подвиды обучения, как объяснительно-проблемное, проблемно-программированное, проблемно-компьютеризированное и др.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы — объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание; критерием эффективности выступает точное воспроизведение заученного материала.

Его преимущества: экономия времени и сил; эффективное управление процессом обучения; облегченный вариант усвоения сложных знаний.

Недостатки: привнесение «готовых» знаний; у учащихся нет необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить; мало возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение — организация самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления. Включение учащихся в активную познавательную деятельность проходит ряд последовательных этапов: создание проблемной ситуации, ее анализ, приобретение необходимых для решения знаний, решение проблемы, верификация (проверка) результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение полученных знаний.

Программированное обучение — система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель — улучшение управления учебным процессом.

Компьютерное обучение — современный, активно развивающийся вид обучения, в основе которого лежит использование компьютерных систем для решения дидактических задач.

Содержание образования как средство формирования базовой культуры.

содержание образования- это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно эстетических идей, к-ми нужно овладеть учащимся в процесс обучения.

Теория формального образования —

основана на философии рационализма (Дж. Лож, Г. Пестолоцци, И. Кант, ). Ее сторонники считали, что источником знаний является разум, а знания порождаются только самостоятельностью ума. Задача образования не овладение формальными знаниями, а развитие мыслительных способностей (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Лучшим средством развития мышления считалось изучение языков, особенно древних (греческого, латыни), а также математики. Приоритет отдавался гуманитарным наукам. Так, в русской классической гимназии изучались русский, латинский, греческий, немецкий, французский и другие языки, а физика и химия входили в общий предмет — природоведение. В настоящее время эта теория находит воплощение, например, в грамматических школах Англии. Недостатки: одностороннее использование знаний в подборе учебного материала.

Теория материального образования начала активно развиваться в конце XVIII — начале XIX вв., Теория основывалась на эмпирической философии Ее сторонники полагали, что источником знаний является опыт, поэтому необходимо давать естественно-научные знания, В реальных гимназиях дореволюционной России преподавали математику, физику, предметы прикладного характера В зарубежной, особенно американской, педагогике XX в. получил распространение прагматический подход к вопросу содержания школьного образования. Дж. Дьюи стал внедрять идею о школьном обучении, в основе которого лежит организация практической деятельности детей. Основные тезисы этого подхода; «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка»; «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения»; « Обучение посредством делания — основной метод в школе».Недостатки: перезагоруженность учащихся, линейный принцип составления уч. Программы.

Еще одна современная теория польского ученого К. И. Сосницкого — структурализм. Теория применима лишь при изучении точных наук, так как не учитывает принципов систематичности и историзма.

Структура содержания образования:

1 Система научных знаний (о природе , обществе, мышлении , технике, способах деятельности).(формирует в сознании учащихся естественнонаучной картины мира , вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.)

2 Опыт осуществления способов деятельности , известных обществу.(система умений и навыков.)

3 опыт творческой и поисковой деятельности

4 опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.

Источники: 1 культура 2 виды деятельности 3 наука 4 материальное производство 5 мораль 6 религия и тд.

Принципы формирования: 1 гуманистичности 2 научности 3 последовательности 4 историзма 5 систематичности 6 связи с жизнью 7 соответствия возрастным возможностям 8 уровня подготовленности учащихся 9 доступность

Наши рекомендации