Пути и формы овладения педагогической профессией
Содержание и структура овладения педагогической профессией
Характеристика системы профессионального педагогического образования в России. В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа – это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа – это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.
Педагогические колледжи. Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.
Высшие учебные заведения. Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны. Бакалавры и магистры. Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень – это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень – подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Аспирантура. Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Многоуровневая система образования. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и много аспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.
Бакалавр и магистр в образовании. Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2-3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.
Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время: уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы); среднее профессиональное образование (педагогические колледжи); высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения); подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).
Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала
Методы самовоспитания:
самонаблюдение (режиссура поведения учителя);самоанализ; самоприказ;
самоотчет; самоодобрение; самоосуждение; самонаказание; рефлексия и др.
Условия эффективности самовоспитания: педагогическая помощь и руководство; осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление; овладеть его технологией; взаимодействие воспитания и самовоспитания; активная деятельность воспитанников. Пути самовоспитания педагога
Социальные требования к личности.
Самопознание (восприятие внешних оценок и воздействий, самоанализ
Самооценка).
Планирование работы над собой (перспектива — цель, постановка задач, составление программы).
Реализация программы — Готовность — психологическая (мотив, интерес, установка, положительная личностная Я — концепция).
Практическая готовность (знания, умения, навыки).
Самоконтроль и самокоррекция.
Самопознание. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы правил жизни, которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно: «да», «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т. п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Самовоздействие. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, то есть средства саморегуляции. К ним относятся разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждения, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы, благодаря широкой популяризации, всё чаще используются методы и приёмы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.
Список литературы:
1. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С. 16
2.Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие.- 2-е изд, испр. и доп.- М., 2003.- 152 с.: ил.
4. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.- 2-е изд., перераб. и дополн.- М., 1998.- 336 с.
5. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-изд., перераб. и дополн.- М.