Тест1. Введение в педагогическую деятельность
Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность
План.
1. Личность учителя и её направленность.
2. Профессионально значимые качества личности педагога.
3. Педагогическая деятельность: сущность цели содержание.
4. Мотивация педагогической деятельности.
5. Основные виды педагогической деятельности.
6. Функции педагогической деятельности.
7. Стили педагогической деятельности.
СРС:
- составить глоссарий педагогических терминов – педагогика, знание, умение, навык, компетенции, компетентность, образовательный процесс, педагогический процесс, самовоспитание, обучение, образование, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность, воспитание, социализация, дидактика, развитие, формирование (см. в конце программы).
- разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов
- ознакомиться с материалами приложения и провести тестирование
Литература
Основная:
1. Введение в специальность. Под ред. Рувинского Л.И.-М.,1988
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.- М. : Издательский центр 2Акадкмия», 2000.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.М.: Педагогическое общество России, 2002.
4. Педагогическое мастерствр и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред.Л.К. Гребёнкиной, Л.А.Байковой.- М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Российская педагогическая энциклопедия.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика._ М.,2000.
Дополнительная:
1. Электронная библиотека кафедры педагогики (св.1500 с.), сайт АГПУ (Раздел Кафедры / Педагогика/ электронная библиотека,
2. Электронный учебник по Педагогике (Теория обучения. Теория воспитания),
3. Банк мультимедийных презентаций, видеозаписи уроков (литературы, английского языка – каб.13), фильм - Дневник вожатого,
4. Учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты, папки с рефератами, докладами, подборками документов),
5. Учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, педагогические журналы, газеты
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Педагогика
Практическое занятие №2. Основы педагогического общения
План.
1. Содержание понятия «общение». Содержание понятия «педагогическое общение».
2. Специфика педагогического общения.
3. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся при проектировании целей и форм педагогического общения.
4. Общение как взаимодействие. Культурно-историческая, социальная обусловленность целей и задач педагогического общения.
СРС:
- напишите короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное».
- подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекции и практических занятий
Литература
Основная:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.
2. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
3. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007.
4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей», «Ромашка-Почемучка». М.: МГППУ, 1998.
5. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
6. Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.
7. Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.
8. Ушинской К.Д. Собр. соч в 11 томах. М.: 1948 – 1952.
Дополнительная:
1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.
2. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для 1-ого класса по программе «Философия для детей» М.: МоиПК, 2002.
3. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для второго класса по программе «Философия для детей» М.: МГППИ, 2000.
4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МоиПК, 1997.
5. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
Таблица 4. Содержание СРС
Темы и разделы | Содержание заданий, выносимых на самостоятельную подготовку | Кол-во часов отводимых на выполнение заданий | Сроки выполнения ре СРС | Примечания |
Общая характеристика педагогической профессии. | ü Опорный конспект лекции. ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Выписанные основные педагогические понятия в словарь. ü Разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов | Сентябрь-октябрь | ||
Личность учителя и его профессиональная деятельность. | ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Работа с учебником и дополнительной литературой ü Ознакомиться с Тест «Оценка профессиональной направленности личности учителя» ü Написать сочинение на тему: «Учитель истории будущего» | Сентябрь-октябрь | ||
Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика. | ü Структурно-логическая схема содержания темы. | Сентябрь-октябрь | ||
Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога | ü Структурно-логическая схема содержания темы. | Сентябрь-октябрь | ||
Требование государственного образовательного стандарта к личности и компетентности педагога | ü Терминологический опрос ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Подготовить резюме на тему «Перспективы развития педагогической профессии», подтвержденные ссылками на закон «Об образовании», Федеральную целевую программу (ФЦП) развития образования на 2011—2015 гг., Постановления федеральных и местных органов управления образованием и др. документы (см. Приложение) | Сентябрь-октябрь | ||
Гуманистический характер педагогической профессии | ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Выписать требования государственного образовательного стандарта по специальности, перечень ключевых компетенций, знаний, умений, способностей | Сентябрь-октябрь | ||
Многообразие видов педагогической деятельности | ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Составить профессиограмму личности учителя истории, права. ü Подготовить сообщение о деятельности педагога-новатора по выбору студента (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Иванов И.П., Ильин Е.Н., Кабалевский Д.Б., Лысенкова С.Н., Никитины Е.А. и Б.П., Шаталов В.Ф. и др.) или о современных технологиях развивающего обучения Составить программу саморазвития | Сентябрь-октябрь | ||
Основы педагогического общения | ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное». ü Подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекций и практических занятий | Сентябрь-октябрь | ||
Самовоспитание и самообразование будущего педагога | ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Составить программу саморазвития | Сентябрь-октябрь | ||
ИТОГО |
Материалы теста
Тест
Тест1. Введение в педагогическую деятельность
1. Требования, которые на современном этапе образования должны быть предъявлены к личности педагога – это ….
профессиональное знание предмета
творческая индивидуальность
сильный характер и воля
идейная убежденность
авторитарные установки
2. Приобретению педагогического мастерства способствует…
изучение педагогической литературы
изучение передового педагогического опыта
опыт практической деятельности
компилятивный перенос знаний
заимствование стиля и манеры работы лучших педагогов
3. Прогностические умения - это …
выдвижение педагогических целей и задач
отбор способов достижения педагогических целей
контроль, основанный на анализе результатов фактически выполненных действий
контроль, основанный на соотнесении полученных результатов с заданными образцами
определение этапов (или стадий) педагогического процесса
4. Триада анализ - прогноз – проект предполагает выделение специальной группы умений - ……………… умений.
5. Авторитет учителя – есть особая профессиональная позиция, опирающаяся на его личностные и профессиональные качества:
чувство непогрешимости
демократический стиль сотрудничества
эмпатия
эрудированность
справедливость
6. Структура труда учителя содержит …
профессиональные психологические и педагогические знания
профессиональные педагогические умения
ориентацию на самопрезентацию
профессиональные психологические позиции
личностные особенности
7. Профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из неё, - это….
8. Правильная последовательность блоков, составляющих профессиональный портрет специалиста в федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и после вузовском профессиональном образовании»:
Профессиональные характеристики
Личностные характеристики
Общие характеристики
9. … - это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя, основанная на требованиях к его личности и профессиональной подготовке.
10. Социально-ценные мотивы педагогической деятельности – это…
стремление выстроить карьеру
ответственность за воспитание детей
увлеченность предметом
получение льгот, причитающихся педагогу
чувство профессионального гражданского долга
11. Три взаимосвязанных блока, образующих структуру содержания многоуровневого педагогического образования, - это…
общекультурный блок
социально-экономический блок
психолого-педагогический блок
предметный блок
деятельностный блок
12. Правильный порядок этапов обучения, использующего многоуровневую модель педагогического образования:
Аспирантура
Базовое высшее педагогическое образование
Полное высшее педагогическое образование
Общее высшее образование
13. Теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, характеризующая профессионализм педагога – профессиональная ………………………. педагога.
14. …………………. – определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности; ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
15. ……………….. – вид занятий в рамках данной профессии.