Тест1. Введение в педагогическую деятельность

Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность

План.

1. Личность учителя и её направленность.

2. Профессионально значимые качества личности педагога.

3. Педагогическая деятельность: сущность цели содержание.

4. Мотивация педагогической деятельности.

5. Основные виды педагогической деятельности.

6. Функции педагогической деятельности.

7. Стили педагогической деятельности.

СРС:

- составить глоссарий педагогических терминов – педагогика, знание, умение, навык, компетенции, компетентность, образовательный процесс, педагогический процесс, самовоспитание, обучение, образование, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность, воспитание, социализация, дидактика, развитие, формирование (см. в конце программы).

- разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов

- ознакомиться с материалами приложения и провести тестирование

Литература

Основная:

1. Введение в специальность. Под ред. Рувинского Л.И.-М.,1988

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.- М. : Издательский центр 2Акадкмия», 2000.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Педагогическое мастерствр и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред.Л.К. Гребёнкиной, Л.А.Байковой.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Российская педагогическая энциклопедия.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика._ М.,2000.

Дополнительная:

1. Электронная библиотека кафедры педагогики (св.1500 с.), сайт АГПУ (Раздел Кафедры / Педагогика/ электронная библиотека,

2. Электронный учебник по Педагогике (Теория обучения. Теория воспитания),

3. Банк мультимедийных презентаций, видеозаписи уроков (литературы, английского языка – каб.13), фильм - Дневник вожатого,

4. Учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты, папки с рефератами, докладами, подборками документов),

5. Учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, педагогические журналы, газеты

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Педагогика

Практическое занятие №2. Основы педагогического общения

План.

1. Содержание понятия «общение». Содержание понятия «педагогическое общение».

2. Специфика педагогического общения.

3. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся при проектировании целей и форм педагогического общения.

4. Общение как взаимодействие. Культурно-историческая, социальная обусловленность целей и задач педагогического общения.

СРС:

- напишите короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное».

- подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекции и практических занятий

Литература

Основная:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.

2. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.

3. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007.

4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей», «Ромашка-Почемучка». М.: МГППУ, 1998.

5. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

6. Телегин М.В. Пятнадцать суворовских уроков современному руководителю// Психология для руководителя. 2008. №5.

7. Телегин М.В., Серова Ж.И. Обычный день необычной школы. От первых впечатлений – к психолого-педагогической экспертизе//Начальная школа плюс До и После. 2003. №6.

8. Ушинской К.Д. Собр. соч в 11 томах. М.: 1948 – 1952.

Дополнительная:

1. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.:МГППУ, 2008.

2. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для 1-ого класса по программе «Философия для детей» М.: МоиПК, 2002.

3. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Ромашка – Почемучка: Учебник для второго класса по программе «Философия для детей» М.: МГППИ, 2000.

4. Марголис А.А., Ковалёв С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: методическое руководство по программе «Философия для детей». М.: МоиПК, 1997.

5. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.

Таблица 4. Содержание СРС

Темы и разделы Содержание заданий, выносимых на самостоятельную подготовку Кол-во часов отводимых на выполнение заданий Сроки выполнения ре СРС Примечания
Общая характеристика педагогической профессии. ü Опорный конспект лекции. ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Выписанные основные педагогические понятия в словарь. ü Разработать кроссворд, чайнворд или ребус из педагогических терминов Сентябрь-октябрь  
Личность учителя и его профессиональная деятельность. ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Работа с учебником и дополнительной литературой ü Ознакомиться с Тест «Оценка профессиональной направленности личности учителя» ü Написать сочинение на тему: «Учитель истории будущего» Сентябрь-октябрь  
Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика. ü Структурно-логическая схема содержания темы.   Сентябрь-октябрь  
Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога ü Структурно-логическая схема содержания темы.   Сентябрь-октябрь  
Требование государственного образовательного стандарта к личности и компетентности педагога ü Терминологический опрос ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Подготовить резюме на тему «Перспективы развития педагогической профессии», подтвержденные ссылками на закон «Об образовании», Федеральную целевую программу (ФЦП) развития образования на 2011—2015 гг., Постановления федеральных и местных органов управления образованием и др. документы (см. Приложение) Сентябрь-октябрь  
Гуманистический характер педагогической профессии ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Выписать требования государственного образовательного стандарта по специальности, перечень ключевых компетенций, знаний, умений, способностей   Сентябрь-октябрь  
Многообразие видов педагогической деятельности ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Составить профессиограмму личности учителя истории, права. ü Подготовить сообщение о деятельности педагога-новатора по выбору студента (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Иванов И.П., Ильин Е.Н., Кабалевский Д.Б., Лысенкова С.Н., Никитины Е.А. и Б.П., Шаталов В.Ф. и др.) или о современных технологиях развивающего обучения Составить программу саморазвития Сентябрь-октябрь  
Основы педагогического общения ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Короткое эссе (1 – 2 стр.) на тему: «Особенности общения современных подростков: эмпирический взгляд» или «Цели и задачи педагогического общения в советской и современной российской педагогике: общее и особенное». ü Подготовиться к терминологическому диктанту и минитестированию по изученным темам лекций и практических занятий Сентябрь-октябрь  
Самовоспитание и самообразование будущего педагога ü Структурно-логическая схема содержания темы. ü Составить программу саморазвития Сентябрь-октябрь  
ИТОГО      

Материалы теста

Тест

Тест1. Введение в педагогическую деятельность

1. Требования, которые на современном этапе образования должны быть предъявлены к личности педагога – это ….

” профессиональное знание предмета

” творческая индивидуальность

” сильный характер и воля

” идейная убежденность

” авторитарные установки

2. Приобретению педагогического мастерства способствует…

” изучение педагогической литературы

” изучение передового педагогического опыта

” опыт практической деятельности

” компилятивный перенос знаний

” заимствование стиля и манеры работы лучших педагогов

3. Прогностические умения - это …

” выдвижение педагогических целей и задач

” отбор способов достижения педагогических целей

” контроль, основанный на анализе результатов фактически выполненных действий

” контроль, основанный на соотнесении полученных результатов с заданными образцами

” определение этапов (или стадий) педагогического процесса

4. Триада анализ - прогноз – проект предполагает выделение специальной группы умений - ……………… умений.

5. Авторитет учителя – есть особая профессиональная позиция, опирающаяся на его личностные и профессиональные качества:

” чувство непогрешимости

” демократический стиль сотрудничества

” эмпатия

” эрудированность

” справедливость

6. Структура труда учителя содержит …

” профессиональные психологические и педагогические знания

” профессиональные педагогические умения

” ориентацию на самопрезентацию

” профессиональные психологические позиции

” личностные особенности

7. Профессиональное качество учителя, в основе которого лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из неё, - это….

8. Правильная последовательность блоков, составляющих профессиональный портрет специалиста в федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и после вузовском профессиональном образовании»:

Профессиональные характеристики

Личностные характеристики

Общие характеристики

9. … - это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя, основанная на требованиях к его личности и профессиональной подготовке.

10. Социально-ценные мотивы педагогической деятельности – это…

” стремление выстроить карьеру

” ответственность за воспитание детей

” увлеченность предметом

” получение льгот, причитающихся педагогу

” чувство профессионального гражданского долга

11. Три взаимосвязанных блока, образующих структуру содержания многоуровневого педагогического образования, - это…

” общекультурный блок

” социально-экономический блок

” психолого-педагогический блок

” предметный блок

” деятельностный блок

12. Правильный порядок этапов обучения, использующего многоуровневую модель педагогического образования:

Аспирантура

Базовое высшее педагогическое образование

Полное высшее педагогическое образование

Общее высшее образование

13. Теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, характеризующая профессионализм педагога – профессиональная ………………………. педагога.

14. …………………. – определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности; ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

15. ……………….. – вид занятий в рамках данной профессии.

Наши рекомендации