Что такое “методика интерактивного обучения”?
От англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
Ø Сходства/различия
Ø Ранжирование
Ø Поиск соответствий
Ø Рейтинг
Ø Классификация
Ø Обобщение
Ø Верно/неверно
Ø Правильно или требует изменений
Ø Преимущества и недостатки
Ø Выявление последствий
Ø Как вы думаете?
Ø Исследование и отчет
Ø Ролевая игра
Ø Мозговой штурм
Ø Дебаты
Примерприема Ранжирование,решим следующее задание “Что важно для меня?”
Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки.Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.
При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
Пример прием Поиск соответствий.Привыполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
Следующий прием Рейтинг.
Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.
Задание “Поиск соответствий”
Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.
ЖивЖивотное | Де Детёныш |
1. С собака 2. О овца 3. Л лошадь 4. К корова | А) ягнёнок Б) Т телёнок щенок Г) жеребёнок |
Правильно или требует изменений
При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правиль
По приему Верно/Неверно.
При выполнении приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
№ | Утверждения | Верно/Неверно |
1. 2. 3. 4. | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Первые сказки А.С. Пушкину читала ему няня Арина Родионовна. Сказка – это вымышленный рассказ. “Сказка о рыбаке и рыбке” - это народная сказка. Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер. |
Классификация.В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев.
Задание “Kaтегории”
Столице/зеленая/гладить/земля/дружные/камень/петь/теплое/играть/веселый.
Kатегории:
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Как вы думаетe?
При выполнении этого задания учащимся придется подумать о том, как, по их мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания – ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение.
Всё большей популярностью пользуется Метод проектов. Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
На сегодняшний день применение компьютерных технологий как проникающих в учебно-воспитательный процесс отвечает современным требованиям и способствует реализации социального заказа общества.
Мультимедийные средства эффективны на различных этапах урока:
1. В процессе изучения нового материала - слайдовые презентации, мультимедийные лекции. Мультимедийная продукция в настоящее время имеется по всем предметам начального цикла и я самостоятельно разрабатываю уроки, презентации.
2. На этапе оперативного контроля - тестирование, игры и упражнения. Обучающие компьютерные игры позволяют отрабатывать полученные умения и навыки, осуществлять дифференцированный подход. Например, проверку таблицы умножения можно выполнять с различной скоростью, позволяя создать ситуацию успеха для учеников.
3. В заключительном контроле – тестирование в программах Excel, Assist- II, VisualBasic.
Слайдовые презентации помогают создать условия для чувственного и образного восприятия нового материала, вызывают интерес к изучаемой теме. А работа учащихся на уроке с компьютером позволяет дифференцированно подойти к оперативному и итоговому контролю, способствует развитию определённых видов мышления, формирует устойчивый познавательный интерес и положительную мотивацию к учебной деятельности.
Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельностиучащихся.Педагогика игры собирает идеи, которые облегчают контакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения. Она несёт вспомогающую функцию во всём процессе обучения. Заданием педагогики игры является предоставление методик, которые помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Педагогика игры помогает учителю реализовать различные потребности учеников: потребность в движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Она также помогает перебороть робость, застенчивость, а также существующие общественные стереотипы. Деятельность данного типа может принести много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.
Активные методы предполагают использование методик организации игровой деятельности: «Ледокол», «Дерево решений», «Пустое кресло», «6х6х6», «Ковёр идей».
Методика «Ледокол».
Как правило, «Ледокол» («Ломка льда») используют для сближения малознакомых людей (представление, интервью). В классе, где ученики хорошо друг друга знают, «Ледокол» чаще используют для эмоционального настроя.
Методики активных методов обучения предполагают работу в группах сменного состава.
Методика деления на группы.
Деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более 9 человек.
Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. На уроке работают группы сменного состава. Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.