Словарь «Логопсихология и логопедагогика»
Аграмматизм (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный Аграмматизм— ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении активной речи. Аграмматизм возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии', у детей наблюдается при алалиях. Явления Аграмматизма могут быть компенсированы в результате специального восстановительного обучения.
Аграфия (от греч. а- - - приставка со значением отрицания и grapho — пишу) — нарушение письма. Как правило, Аграфия обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей Аграфия может выступать одним из проявлений алалии или афазии. Аграфию необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация Аграфии осуществляется с опорой на зрительные и кинестезические ощущения звукопроизношения.
Алалия (от греч. а----приставка со значением отрицания и lalia — речь) — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразвития или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга. Различают моторную и сенсорную Алалию (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная Алалия). Моторная Алалия характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее понимании. При сенсорной Алалии отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею. При Алалии ограничение речевого общения приводит к вторичному недоразвитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Постановка диагноза требует разграничения Алалии и вторичных речевых нарушений при умственной отсталости и дефектах слуха. Коррекционное обучение при Алалии осуществляется преимущественно в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Алексия (от греч. а-----приставка со значением отрицания и лат. lego — читаю) — расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по сравнению с менее выраженной формой — дислексией. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии.
Анартрия(от греч. anarthros — нечленораздельный) — нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь; крайне выраженная степень дизартрии.
Афазия (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phasis — высказывание) — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха.
Афония (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phone— голос) — неспособность к звучной и громкой речи при сохранной шепотной речи. Истинная (гортанная) Афония бывает вызвана поражениями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронических заболеваний гортани и т. п.). Функциональная Афония возникает как следствие психических травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной регуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смыкания голосовых связок. Функциональная Афония излечивается преимущественно методами психотерапии.
Афразия (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phrasis— выражение) — расстройство речи, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.
Баттаризм (от франц. battre— бить, ударять) — нарушение речи, при котором, как и при тахилалии, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечеткостью артикуляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В результате речь становится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости.
Брадифразия (от греч. bradys — медленный и phrasis — выражение) — патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нарушения баланса нервных процессов (преобладание торможения над возбуждением). Речь страдающих Брадифразией отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжительные высказывания затруднительны.
Гнусавость — устаревший термин, которым ранее обозначались речевые нарушения, определяемые в современной дефектологии как ринолалия.
Дети с нарушениями речи — дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения речи весьма разнообразны.
Дизартрия (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и arthron — сочленение) — расстройство артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС. В зависимости от локализации участка поражения различают бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую Дизартрия Бывает выражена в различной степени — от нечеткого произношения отдельных звуков до полной неспособности произношения звуков (анартрия). Дизартрии сопутствуют изменения темпа и интонации речи, нарушения звуко-слоговой структуры высказывания, что делает речь крайне непонятной.
Дисграфия (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство grapho — пишу) — частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе Дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма.
Дислалия (от греч. dis- — приставка, означающая расстройство, и lalia — речь) — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Дислалия), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Дислалия). Крайне выраженная форма — алалия. Коррекция Дислалии осуществляется при помощи специально логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.
Дисфония (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и phone — голос) — частичное расстройство голоса, при котором, в отличие от афонии, звукопроизнесение сохраняется, но страдает необычным тембром, слабостью или прерывистостью. Как правило, Дисфония — следствие заболеваний гортани, проходит в результате лечения.
Заикание— сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности.
Косноязычие — нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков речи. Может выступать одним из симптомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Возникает вследствие аномалий речевого аппарата, нарушений его иннервации (органическое Косноязычие). В раннем возрасте незрелость речи ребенка проявляется в том числе и в так называемом физиологическом Косноязычии, которое проходит по мере освоения ребенком фонетической системы языка. Если этот процесс нарушен или затруднен, возможно закрепление неправильного произношения (функциональное Косноязычие). Наиболее часто искажению иди замене подвергаются шипящие и свистящие звуки, а также звуки р и л.
Логоневроз(от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психической травмы, содержание которой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротическими проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение, вегетативные расстройства), а также невротическим поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.
Логопатия (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, болезнь) — термин, который в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе.
Логопедия(от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.
Логопсхилогия - отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами. Изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений детей с нарушениями в речевом развитии.
Логопедагогика - это направление специальной педагогики, разрабатывающий вопросы исправления речи детей и подростков.
Мутизм (от лат. тиШа — немой) — отказ от активной речи. Возникает преимущественно в школьном возрасте в результате психической травмы. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. В зависимости от природы этой травмы Мутизм может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявляющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне заикания. Если Мутизм сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР.
Немота — собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В некоторых случаях Немота бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха Немота возникает вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью. При нормальном слухе к Немоте могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм. В случаях глубокой интеллектуальной недостаточности неспособность к овладению речью также приводит к Немоте.
Ринолалия (от греч. rhinos — нос и лат. lalia—- речь), паталалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа; при этом звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная (устаревшее название Ринолалии - - гнусавость). Такая форма Ринолалии называется открытой в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронических воспалительных процессах носоглотки. При закрытой Р. носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразования и голос лишается ряда обертонов, звучит глухо, с искажением носовых звуков «м», «н».
Сопряжённая речь — логопедический прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в Сопряжённой речи значительно легче самостоятельного. Поэтому Сопряжённая речь используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ранних этапах логопедической работы, предшествующих самостоятельному проговариванию.
Тахилалия (от греч. tachys — быстрый и lalia— речь) — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи. Тахилалию следует отличать от баттаршма, при котором нарушаются и другие названные компоненты речи. Устраняется во время специальных логопедических занятий.
Фонастения (от греч. phone — звук и asthenia — слабость, бессилие) — нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии органического поражения речедвигательного аппарата. Часто выступает следствием чрезмерной голосовой нагрузки, проходит после достаточного отдыха, в необходимых случаях — после физиотерапевтических процедур. Фонастения может иметь психогенный характер, т. е. может быть вызвана психической травмой; в этом случае устранение явлений Фонастения требует психотерапевтического воздействия.
Шепелявость — устаревший термин, которым ранее обозначались нарушения произношения, определяемые в современной логопедии как сигматизм.
Таблица «Психология детей с речевыми нарушениями. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»
Вариант дизонтогенеза | Характеристика параметров | |||
Особенности развития познавательной сферы | Особенности развития личности | Особенности развития эмоционально-волевой сферы | Особенности деятельности | |
Нарушение речи | У дошкольников с речевой патологией развитие зрительного восприятия отстает от нормы. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольной его формы, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет особенность к снижению в процессе работы. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. У данной категории детей заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Заикающимся детям свойственна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Затруднения вызывают задания, связанные с переключением с одного вида деятельности на другой. У некоторых наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Дети с трудом анализируют образец, сопоставляя написанное с печатным текстом, плохо находят ошибки. Они испытывают определенные трудности на занятиях, когда нужно обдумывать собственный ответ и следить за ответом одноклассников. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок и ошибокдругих детей, при чтении по ролям диалогов свои слова произносят несвоевременно, иногда читают слова других. Характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль. В ходе подготовки к урокам такие дети прибегают к механическим приемам выполнения заданий, предпочитая заучивать, а не осмысливать прочитанное. | В процессе исследования развития личности дошкольников с нарушением речи (ию Левченко, ИС Марченко, ГБ Юсупова) обнаружили ряд особенностей, которые заключаются в заниженной самооценке, коммуникативных нарушениях, проявлениях тревожности и агрессивности зависимости от уровня коммуникативных нарушений и отношение к речевому дефекта дошкольники с нарушениями речи делятся на три группы: 1) детей с не грубым речевым дефектом, поэтому нет трудностей с языковым контактом; активно взаимодействуют со взрослыми и ровесниками, применяя невербальные средства общения, 2) у детей возникают трудности в процессе установления контакта с окружающими, они не стремятся к общению, избегают ситуаций, в которых нужно применять речи. В процессе игры прибегают к невербальным средствам общения, остро переживают свой речевой дефект, 3) у этих детей наблюдается речевой негативизм - отказываются общаться, замкнуты, могут быть агрессивными, имеют заниженную самооценку. Педагогическая работа определяется привлечением логопеда, а также в помощи адаптироваться и принять себя, успешно войти в коллектив. При этом необходимо взаимодействие с семьей. | Эмоционально-волевая сфера у детей с ОНР весьма нестабильна. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Данное утверждение во многом объясняет свойственную, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребёнка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости, заниженной, самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении. | Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, дети со сложными формами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой. Изобразительная деятельность. У детей с речевой патологией часто наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности. Эти нарушения влияют прежде всего на способность детей к изобразительному творчеству. У детей с алалией наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют ([остаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе. Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Эти дети испытывают определенные трудности на занятиях, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответом своих товарищей, помогать им в случае затруднений исправлять неправильные ответы. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении ролям» диалогов произносят «свои» слова несвоевременно, тогда читают слова других лиц |
Графическая работа
1.Головной мозг, его строение с выделением зон слуха, зрения, речи и движения:
2. Строение слухового анализатора:
3.Строение речевого аппарата:
4.Строение зрительного анализатора: