Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ
ПРАКТИКУМ
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА
Учебное пособие
Для студентов высших учебных заведений
физической культуры
Москва
асаdema
УДК37.037.1(075.8)
ББК75.1я73
Х735
Рецензенты: декан факультета физической культуры МГПУ,
профессор И. П. Запоров;
заслуженный работник физической культуры РФ,
профессор А. М. Максименко
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.
X 735Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
I5ВN 5-7695-0690-3
Практикум содержит комплекс тестов и учебных заданий с профессиональной направленностью репродуктивного и продуктивного характера и предназначен для проведения самостоятельных работ, текущего, рубежного и итогового контроля знаний, а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам.
Пособие может быть полезно также студентам средних учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры.
УДК 37.037.1(075.8)
ББК75.1я73
©Холодов Ж. К., Кузнецов В.С, 2001 18В1Ч 5-7695-0690-3 © Издательский центр «Академия», 2001
ОТ АВТОРОВ
Настоящий практикум дополняет учебное пособие авторов «Теория и методика физической культуры и спорта», выпущенное в издательском центре «Академия» в 2000 г.
Учебный материал практикума направлен на закрепление и углубление знаний студентов по теории и методике физического воспитания и спорта, активизацию их познавательной деятельности; выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессионально-педагогическую деятельность; формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой.
Практикум состоит из трех частей: «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методика спорта», «Теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры». Каждая часть включает в себя темы, содержащие:
1) контрольные тесты: а) с выборочными вариантами ответов (один из которых правильный, а остальные неверные или неполные); б) тесты-подстановки; в) конструктивные тесты;
2) задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера): а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти; б) задания, требующие от студентов проявления умственных методических умений; в) задания, требующие отстудентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность специалиста по физической культуре и спорту; г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.
Содержание практикума предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретического, методического и теоретико-методического материала по теории и методике физического воспитания и спорта.
На первом уровне от студентов требуется осознанно воспринятый и зафиксированный в памяти обязательный объем знаний. Учебные задания на данном уровне направлены в основном на воспроизведение соответствующих педагогических фактов и явлений, элементарных профессионально-педагогических действий и т. д.
На втором уровне формируется готовность применять имеющиеся знания в стандартных ситуациях, выполнять профессиональные действия «по образцу». Учебные задания второго уровня нацелены на формирование умения объяснять и интерпретировать педагогические явления, классифицировать факты, выделять главное, существенное в изученном материале, выполнять умственно-методические действия по решению отдельных педагогических задач и ситуаций различной направленности.
На третьем уровне требуется творческое применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации. Учебные задания третьего уровня подобраны с акцентом на разработку конкретных учебно-методических документов.
Практикум предназначен для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, рубежный, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).
Учебная деятельность студентов в процессе работы с практикумом строится в основном с расчетом на их самостоятельную работу (преподаватель выполняет лишь организующую и консультативную функцию), заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.
В приложении приводятся объемные требования для студентов к курсовому экзамену по дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта», а также требования к написанию контрольных и курсовых работ и их примерная тематика.
Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта призван обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих специалистов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности, усвоение научно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности; формирование профессионального методического мышления и творческого подхода к своей профессионально-педагогической деятельности; стимулирование научно-методического творчества и развитие исследовательских способностей будущих специалистов.
Авторы с благодарностью примут критические замечания и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование практикума. Почтовый адрес: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4. РГАФК, Кафедра теоретико-методических основ физического воспитания и спорта.
Часть I
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ