Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И СПОРТА

Учебное пособие

Для студентов высших учебных заведений

физической культуры

Москва

асаdema

УДК37.037.1(075.8)

ББК75.1я73

Х735

Рецензенты: декан факультета физической культуры МГПУ,

профессор И. П. Запоров;

заслуженный работник физической культуры РФ,

профессор А. М. Максименко

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.

X 735Практикум по теории и методике физического воспита­ния и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

I5ВN 5-7695-0690-3

Практикум содержит комплекс тестов и учебных заданий с профессио­нальной направленностью репродуктивного и продуктивного характера и предназначен для проведения самостоятельных работ, текущего, рубежно­го и итогового контроля знаний, а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Пособие может быть полезно также студентам средних учебных заведе­ний физической культуры, преподавателям вузов, училищ и колледжей, учителям физической культуры.

УДК 37.037.1(075.8)

ББК75.1я73

©Холодов Ж. К., Кузнецов В.С, 2001 18В1Ч 5-7695-0690-3 © Издательский центр «Академия», 2001

ОТ АВТОРОВ

Настоящий практикум дополняет учебное пособие авторов «Теория и методика физической культуры и спорта», выпущен­ное в издательском центре «Академия» в 2000 г.

Учебный материал практикума направлен на закрепление и уг­лубление знаний студентов по теории и методике физического воспитания и спорта, активизацию их познавательной деятельно­сти; выработку умений применять знания в ситуациях, моделиру­ющих профессионально-педагогическую деятельность; формиро­вание навыков самостоятельной работы с учебной и методиче­ской литературой.

Практикум состоит из трех частей: «Теория и методика физичес­кого воспитания», «Теория и методика спорта», «Теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической куль­туры». Каждая часть включает в себя темы, содержащие:

1) контрольные тесты: а) с выборочными вариантами отве­тов (один из которых правильный, а остальные неверные или не­полные); б) тесты-подстановки; в) конструктивные тесты;

2) задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера): а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти; б) задания, требующие от студентов проявления умственных методических умений; в) за­дания, требующие отстудентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделиру­ющих практическую деятельность специалиста по физической куль­туре и спорту; г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.

Содержание практикума предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни ос­воения студентами теоретического, методического и теоретико-методического материала по теории и методике физического вос­питания и спорта.

На первом уровне от студентов требуется осознанно воспринятый и зафиксированный в памяти обязательный объем знаний. Учебные задания на данном уровне направлены в ос­новном на воспроизведение соответствующих педагогических фактов и явлений, элементарных профессионально-педагоги­ческих действий и т. д.

На втором уровне формируется готовность применять име­ющиеся знания в стандартных ситуациях, выполнять профессиональные действия «по образцу». Учебные задания второго уровня нацелены на формирование умения объяснять и интерпретиро­вать педагогические явления, классифицировать факты, выделять главное, существенное в изученном материале, выполнять умствен­но-методические действия по решению отдельных педагогиче­ских задач и ситуаций различной направленности.

На третьем уровне требуется творческое применение зна­ний и умений в новой, нестандартной ситуации. Учебные задания третьего уровня подобраны с акцентом на разработку конкретных учебно-методических документов.

Практикум предназначен для целенаправленной учебной ра­боты студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, рубежный, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к семинарским, методическим занятиям, зачетам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).

Учебная деятельность студентов в процессе работы с практи­кумом строится в основном с расчетом на их самостоятельную работу (преподаватель выполняет лишь организующую и консуль­тативную функцию), заключающуюся в количественном и каче­ственном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.

В приложении приводятся объемные требования для студентов к курсовому экзамену по дисциплине «Теория и методика физи­ческого воспитания и спорта», а также требования к написанию контрольных и курсовых работ и их примерная тематика.

Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта призван обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих специалистов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной спе­циальности, усвоение научно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности; формирование профессионального методического мышления и творческого подхода к своей профессионально-педагогической деятельности; стимулирование научно-методического творчества и развитие исследовательских способностей будущих специали­стов.

Авторы с благодарностью примут критические замечания и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование практикума. Почтовый адрес: 105122, Москва, Сиреневый буль­вар, 4. РГАФК, Кафедра теоретико-методических основ физиче­ского воспитания и спорта.

Часть I

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ

Наши рекомендации