Тема 2.5 Методика преподавания народного танца последующих лет обучения
Целью последующих лет обучения является расширение знаний в области народной хореографии посредством обогащения танцевального опыта учеников и их самостоятельной творческой деятельности.
Среди задач можно выделить:
1. Дальнейшее изучение элементов экзерсиса у станка в форме учебных и танцевальных комбинаций, в более быстром темпе, контрастных стилях и характерах.
2. Овладение исполнительскими приёмами сложной координации.
3. Усложнение техники танца, развитие выносливости при исполнении мелких движений в быстром темпе.
4. Формирование навыков исполнения парного танца.
5. Раскрытие эмоционального потенциала.
6. Развитие творческих способностей самостоятельно решать творческие задачи, расширение рамок самостоятельной деятельности.
7. Создание условий для творческой интерпретации полученных знаний.
В последующие годы обучения, остаются актуальны и задачи первого года обучения. Работа над постановкой корпуса, рук, ног и головы продолжается на протяжении всего периода занятием народным танцем.
Также продолжается освоение новых элементов народного танца, а повторение пройденных движений происходит в увеличенном количестве. Особое внимание уделяется развитию силы ног и стопы. Для этого многие движения начинают исполнять на полупальцах, предварительно вводя их только в некоторые моменты комбинаций. Применение полупальцев способствует развитию устойчивости.
Для развития координации движений сочиняются более сложные учебные примеры.
Ведется работа над слитным исполнением движений, без фиксации промежуточных положений. Продолжается работа по танцевальной окраске движений, координируются движения корпуса, рук, ног, головы. Вводятся наклоны и перегибы корпуса, больше движений исполняется в позах. Наибольшее внимание уделяется грамотности, методической точности исполнения.
Музыкальное оформление усложняется. Усиливается динамика исполнения за счет ускорения темпа во всех движениях. Ускорение темпа не должно становиться формальным, механическим. Вырабатывая согласованность движений с чередующимися музыкальными длительностями и акцентами, нельзя терять выразительности, эмоциональности исполнения.
Экзерсис у станка.
1. Полуприседания и полные приседания плавные и резкие, винтовые.
2. Скольжение стопой по полу – носок-каблук, с работой пятки опорной ноги.
3. Маленькие броски ногой – с полуприседанием, с работой пятки опорной ноги.
4. Круг по полу - ребром каблука рабочей ноги, с полуприседанием.
5. Упражнения расслабленной стопой.
6. Каблучное упражнение.
7. Подготовка к «верёвочке» с подъёмом на полупальцы, «верёвочка».
8. Низкие развороты.
9. Выстукивания.
10. Элементы группы адажио – медленное поднимание и вынимание ноги на 90.
11. Большие броски – с полуприседанием на опорной ноге, с увеличенным размахом.
12. Наклоны и перегибы корпуса во всех направлениях – упражнения в положении лицом к палке.
13. Низкий и высокий «голубец» в характере украинского танца.
Занятия на середине зала.
Исполнение учебно-танцевальных комбинаций, способствующих развитию ощущения позы, амплитудности и законченности движения, совершенствование техники дробных движений, вращений, прыжков, развёрнутых танцевальных комбинаций и/или этюдов, развивающих технику и выразительность танца.
Осваиваются основные элементы украинского, молдавского танцев, танцев народов Кавказа. Позднее изучаются элементы итальянского и венгерского танцев, освоение которых предполагает владение школой классического танца. Уделяется большое внимание нюансам постановки корпуса, характерным движениям рук, головы, приёмам соединения движений, взаимосвязи музыки и танца. Осваивается техника владения движениями с аксессуарами и атрибутами, совершенствуются навыки исполнения парного танца.
Целесообразно ряд занятий проводить отдельно для девочек и мальчиков. В классе девочек вырабатываются наиболее характерные для них черты: женственность, кокетливость, грациозность; уделяется внимание формированию чувства стиля танца, его национального колорита. В классе мальчиков вырабатываются черты, присущие мужскому танцу: широта движений, энергичность, ловкость, выносливость. Уделяется внимание исполнению силовых и трюковых движений: присядок, «разножек», прыжков, вращений.
Тема 2. 6 Планирование уроков народного танца
Правильное планирование прохождения учебной программы в значительной мере способствует освоению материала.
Принимая во внимание количество часов, отведенных для освоения программы, и возможности обучающихся, преподаватель составляет календарно-тематический план на весь год обучения.
Форма календарного плана устанавливается учреждением, важно, чтобы в нем были отражены сроки выполнения программы в целом.
Календарно-тематический план регулирует и направляет работу педагога в течение всего года. В этом его методическое назначение.
Качество знаний, а также всестороннее выполнение календарного плана во многом зависят не только от опыта, знаний и одаренности преподавателя, но и от степени его подготовленности к очередному уроку.
Готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его содержание, то есть тот учебный материал, из которого он будет слагаться. Подготовка к уроку в каждом отдельном случае будет меняться в зависимости от учебных задач.
План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечили бы большую целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности. (Приложение №1)
План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном.
План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.
План занятия должен быть удобен для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход в целом.
Любой урок должен тщательно продумываться и готовиться. Преподавателю целесообразнее всего руководствоваться следующими правилами подготовки к уроку:
1) наметить новые примеры в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся;
2) определить новый материал для изучения, если это предусмотрено в календарном плане и если учащиеся достаточно подготовлены к его восприятию;
3) ввести новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления и развития исполнительских навыков;
4) определить совместно с концертмейстером соответствующие размеры и характер музыкального сопровождения каждой части урока.
Преподавателю, особенно начинающему, рекомендуется составлять план-конспект предстоящего урока в письменном виде, фиксируя в нем наиболее сложные учебные задания. Таким путем он постепенно вырабатывает необходимый навык к ежеурочному планированию своей работы. В дальнейшем (преподаватель сам должен это определить) подготовленный урок можно не записывать, но тщательно продумывать его содержание и форму.
«Однако зафиксированный план урока не должен сковывать творческую мысль преподавателя. Практически это означает, что, сохраняя методическую целенаправленность своего первоначального замысла, преподаватель может несколько изменить или усложнить намеченное учебное задание в каждой части урока» (15, с.90).
Словом, хорошо подготовленный к уроку преподаватель сможет уверенно и свободно проводить его, но с теми коррективами, которые возникнут с целью углубления методологического подхода к освоению программы предмета.
Программа предмета, календарный план и хорошо приготовленные уроки — это только руководство к действию. Чтобы стать хорошим преподавателем, надо не только знать предмет, но и уметь применять знания его на практике. Мастерство преподавателя вырабатывается медленно, годами, при условии постоянного самоусовершенствования, упорного труда, строго критического отношения к своей работе.
Каждый урок народного танца опирается на закономерности его развития. Строится он по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего времени обучения.
Кроме того, почти все уроки народного танца слагаются из повторения и закрепления ранее изученных элементов и вновь изучаемых. Поэтому, исходя из дидактических задач, такой тип урока можно определить как комбинированный.
Помимо комбинированного типа урока, в практике на первых занятиях используют урок изучения нового материала, а на последних— урок повторения. Для оценки деятельности учащихся приемлем такой тип урока, как урок проверки знаний и умений.
Работа над техникой исполнения элементов народного танца на уроках рекомендуется вести определенными периодами. Первый урок посвящается освоению новых комбинированных заданий. Второй урок — повторение пройденных комбинаций с некоторым усложнением. Еще несколько уроков — это закрепление пройденного материала с некоторым сокращением периодов отдыха.
Такой подход позволяет более последовательно и осмысленно «вживаться» в изучаемые движения, не расходуя на каждом уроке своего внимания на запоминание новых комбинированных заданий, что дает возможность приобретать прочные танцевальные навыки.
Урок проверки знаний и умений (контрольный урок) готовится заранее, за несколько дней, чтобы весь подготовленный и выученный материал показать компактно, а учащимся придать уверенность в том, что они прошли.
Говоря о планировании урока нельзя не сказать и об учете успеваемости.
Преподаватель обязательно должен давать оценку успеваемости. Она может быть выражена в виде отметки или анализа деятельности обучающегося. Оценка позволяет подвести итог деятельности за определенный период, а также стимулировать дальнейшую работу.
Объективность и точность — вот руководящий принцип для преподавателя в оценке успеваемости.
Основные показатели, которыми должны руководствоваться преподаватели при оценке успеваемости, сводятся к следующему:
1) в какой мере ученик освоил объем программы;
2) в какой степени он осмыслил ее содержание;
3) как, в каком качестве умеет практически владеть пройденным учебным материалом.
В то же время количество и характер ошибок, допускаемых при выполнении учебных заданий, также определяют успеваемость учеников. Исполнительские ошибки можно разделить на:
грубые — когда часто нарушаются элементарные основы техники движения, плохо воспринимается ритм и характер музыки;
второстепенные — когда изредка нарушаются некоторые детали техники движения, ученик не всегда ритмичен и музыкален;
малозначащие — случайное и редкое нарушение техники движения, незначительные музыкально-ритмические погрешности.
Количество ошибок и их характер могут оказаться самыми раз-личными, но не все они должны приниматься во внимание при оценке успеваемости. Учитывать надо только те ошибки, которые при самом настоятельном требовании преподавателя учащиеся не исправили и продолжают их повторять на следующих уроках. Ошибки, которые ученик не может исправить в силу своих еще не окрепших физических данных, но при этом проявляет незаурядные музыкальные и актерские способности, рекомендуется учитывать, но и принимать во внимание вышеуказанные достоинства.
Оценка каждому учащемуся должна выводиться не «сухо» арифметически, а с некоторым творческим прогнозом на будущее и, конечно, доброжелательным. Успехи каждого ученика находятся все время в стадии совершенствования.
К сказанному следует добавить, что, оценивая успеваемость учащихся, преподаватель обязан указать, как надо исправить свои недостатки. Только тогда оценка может стать подлинным и сильнейшим воспитательным средством, которое будет стимулировать ученика на достижение наилучших результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что профессия хореографа подразделяется на четыре специальности: балетмейстер, исполнитель-танцовщик, репетитор, преподаватель.
Все эти специальности теснейшим образом связаны между собой и вместе с тем отличаются друг от друга.
«Балетмейстер создает хореографическое произведение. Танцовщик средствами своего искусства воплощает замысел балетмейстера. Репетитор подготавливает танцовщика к сценическим выступлениям. Педагог в театре сохраняет и повышает исполнительскую квалификацию танцовщика. Преподаватель хореографической школы готовит молодые кадры исполнителей»(15, 103). Слова великого педагога-хореографа Н.И. Тарасова относятся к области профессионального искусства, но в настоящее время существует огромное количество любительских объединений, где дети и взрослые занимаются хореографией, в том числе и народным танцем. На помощь им приходят педагоги-хореографы, которые помогают осваивать этот красивейший вид искусства.
Что же является главным в работе преподавателя хореографии? Ответ может быть кратким — все.
И все-таки. Педагог должен отлично знать школу народного танца, ее направления и приемы работы, если он преподает народный танец. Обязательно планировать и учитывать свою работу. Любить своих учеников, но при этом быть требовательным.
Все это суммарно, при наличии подлинной профессиональной ответственности, трудолюбия, воли, выдержки и таланта поможет стать опытным мастером своего дела.
Исполнительский опыт и талант важны в работе преподавателя, так как природа танца и его техника познаются через исполнительство, но осмыслить специальность педагога и овладеть без вышеуказанных знаний и умений невозможно.
Чем глубже проникает преподаватель в суть своей специальности, тем более творческим и продуктивным становится его труд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План урока
По народному танцу
Дата: Преподаватель:
Тема урока: «Изучение маленьких приседаний по V позиции и бокового хода «гармошка»».
Цели урока: образовательная — знание методики исполнения основных элементов народного танца;
развивающая — формирование умений владеть телом;
воспитательная — физическое совершенствование.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Определение задач урока. Поклон. Цель урока.
II. Экзерсис у станка (все элементы исполняются лицом к станку).
Закрепление изученного материала и изучение нового.
1. Работа над постановкой корпуса ( I, V позиции).
2. Маленькие приседания по I, II, III позициям.
3. Разучивание маленького приседания по V позиции.
4. Комбинация подготовительного упражнения к battement tendu носок-каблук по VI позиции.
5. Подготовительное упражнение к маленьким броскам по VI позиции с сокращением стопы на воздухе.
6. Подготовительное упражнение к дробным выстукиваниям.
7. Перегибы корпуса в I позиции.
III. Экзерсис на середине.
1. Упражнение для рук, разучивание preporation для рук в народном танце.
2. Простые танцевальные шаги.
3. Подготовительное упражнение к изучению «моталочки».
4. Разучивание бокового хода «гармошка».
5. Шаг-подскок и шаг-галоп по диагонали.
IV. Разучивание движений и элементов танцев разных народностей.
1. Основные шаги и ходы белорусского танца «Топотуха»
2. Основные ходы эстонского танца «Вяндра»
V. Поклон. Итоги урока. Задание на дом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца [Текст] / Л.В. Бухвостова., Щекотихина С.А. — Орел., 2002. – с.124.
2. Бухвостова, Л.В. Мастерство хореографа [Текст] / Л.В. Бухвостова., Щекотихина С.А. — Орел.:ОГИИК, 2004. – с.144.
3. Голейзовский, К.Я., Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я.Голейзовский. —М., 1964. – с.368.
4. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка [Текст] / Г.П.Гусев. — М.: «Владос», 2003. – с.208.
5. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала [Текст] / Г.П.Гусев. — М.: «Владос», 2004. – с.208.
6. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Этюды [Текст] / Г.П.Гусев. — М.: «Владос», 2002. – с.232.
7. Заикин,Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка [Текст] /Н.И.Заикин. — М.:МП «Петит», 1991. – с.134.
8. Заикин,Н.И. Областные особенности русского народного танца: Ч.1 [Текст] /Н.И.Заикин, Н.А.Заикина. — Орел: ОГИИК, 1999. – с.550.
9. Заикин,Н.И. Областные особенности русского народного танца: Ч.2 [Текст] /Н.И.Заикин, Н.А.Заикина. — Орел: ОГИИК, 2004. – с.688.
10. Захаров, Р.В. Сочинение танца [Текст] / Р.В.Захаров.— М., 1989. – с.238.
11. Ткаченко, Т. Народный танец [Текст] /Т.Ткаченко.— М.: Искусство, 1975. – с.437.
12. Уральская, В.И. Природа танца [Текст] В.И.Уральская.— М.: Советская Россия, 1981. – с.126.
13. Устинова, Т. Избранные русские народные танцы [Текст] Т.Устинова.— М.: Искусство, 1996. – с.278.