Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения
В этом разделе мы представим спектр методов, техник и форм, которые тьютор может использовать в работе с детьми, родителями для того, чтобы организовать процесс выявления личного интереса, разработать индивидуальную образовательную программу, раскрыть дополнительные ресурсы для реализации программы, организовать рефлексивное пространство и среду выбора.
В современных школах происходит создание новых норм культуры партнерства с родителями через расширение форм совместных действий. После того, как у родителей появится достаточно полное представление об идее тьюторского сопровождения, можно говорить о выявлении образовательного запроса и формировании образовательного заказа семьи на работу с познавательным интересом учащегося.
Работа с образовательным заказом семьи – педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов ребенка, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося. Предметом работы тьютора в данном случае является обеспечение становления субъектного поведения участников образовательного процесса.
Когда семья будет готова к формулировке заказа, будут улажены разногласия между родителем и ребенком, то можно будет переходить к следующему этапу – постановка целей и планирование совместной работы. Далее текст нужно отструктурировать по этапам, выделить их.
На этом этапе «прорисовываются» карты целей, ресурсные карты, заключаются договоры с родителями на оказание тьюторских услуг. Тьютор обеспечивает родителей полной и доступной информацией о жизнедеятельности школы (знакомство с содержанием новых курсов, методами осуществления индивидуальных образовательных программ, с проектами, в которых может участвовать их ребенок, класс, школа).
Реализация поставленных целей – один из главных этапов тьюторского сопровождения. Здесь родитель выбирает свою позицию самостоятельно, либо он сторонний наблюдатель, либо активный партнер.- Думаю, так нельзя формулировать позицию родителя.
В любом случае общение взрослых строится не вокруг проблем успеваемости, а по вопросам развития ребенка. Взаимодействие строится на реализации практики диалога, построенного на доверии и поддержке. Продуктом работы с ребенком будет «портфолио» тьюторанта.
Условия для рефлексии родителями успехов и неудач в достижении их ребенком желаемых результатов, норм, способов и средств их достижения являются: вынести маркировку текста ниже
§ возможность пересмотра и изменения родителями своего образовательного заказа, в том числе целей, временных и содержательных перспектив,
§ осознание новых интересов (коррекция интереса);
§ возможность проведения анализа деятельности своего ребенка в широких социальных кругах (выбор класса, места, события, аудитории и т.д.);
§ возможность проведения анализа деятельности своего ребёнка в удобной форме (индивидуально, письменно, устно);
§ возможность соотнесения результатов своего ребенка с результатами сверстников, культурными аналогами и т.п.
После анализа проделанной работы, наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса, определение темы (содержательных перспектив), определение сроков (временные перспективы). Этот блок, с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой, словно становится началом нового технологического развертывания, тем самым осуществляя «спираль практик» взаимодействия с родителями во время тьюторского сопровождения ребёнка.
Выявление образовательного заказа родителей, воспитывающего ребенка с ОВЗ требует от тьютора применение набора форм, технологий, приемов и методов в работе со сопровождению ИОП обучающегося. В этой связи в арсенале тьютора, работающего в специальном (коррекционном) образовательном учреждении применяется широкий спектр технологий открытого образования, а также набор техник, используемых в психолого-педагогической практике.
Мы предлагаем основной перечень форм, методов, приемов и технологий, которые может применять тьютор в работе с обучающимися и их родителями (схема 1.). При работе с обучающимися тьютору важно обращать внимание на особенности и потребности детей, степень нарушения в развитии. – лишнее предложение. Постепенно тьютор может составить свой индивидуальный набор методов, форм, приемов, технологий для более качественного и эффективного осуществления тьюторского сопровождения ИОП обучающегося.
|
Из схемы не ясно, какие формы работы относятся к родителям, а какие к детям. Кроме того, я думаю, надо эти формы хотя бы кратко расписать или сразу сделать ссылку, где об этом можно почитать. Например: с содержанием и смысловым наполнением перечисленных в схеме 1 можно познакомиться в книге В.Иванова «…».
Основными формами тьюторского сопровождения являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. – привести бы пример.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа)является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника.
Чем дальше читаю, тем больше понимаю, что не хватает выделенных подзаголовков. Текст, текст, текст….Например, здесь напрашивается подзаголовок –