Церковные и светские школы
Школы в Средние Века возникали сначала при монастырях или при дворцах коронованных особ. С оживлением городской жизни в XI – XII вв. школа становится непременной чертой повседневной жизни средневековых горожан. Города превращаются не только в административные и торговые центры, но и в центры учености, отбирая в этом пальму первенства у монастырей.
После распада Римской империи в школьном деле существовали и старые формы, и сравнительно новые: школы грамматиков, риторические школы, церковные школы разного уровня и характера. К VII веку школы античного типа полностью исчезли, снизился уровень и удельный вес светского знания, резко упало количество школ. Это произошло в силу ряда причин: постоянные войны; отсутствие педагогических кадров; конкуренция церковных учебных заведений; исчезновение античного общества, которое обслуживали эти учебные заведения.
Вновь организованные церковные школы стали приемниками античной традиции. Прежде всего, это проявлялось в трансформации латыни при сохранении минимума учебной программы античной школы для изучения основ наук. Среди важнейших черт новой школьной практики мы видим подчинение светского знания целям религиозно ориентированного образования («духовное попечение»), преимущественная ориентация на профессиональную подготовку внутрицерковного характера (усвоение практических навыков исполнения клиром церковных обязанностей), функционирование образовательных учреждений в тесном взаимодействии с церковью.
С V по ХV века церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело V-VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Неграмотной была даже верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Взирая на достижения Ирландии и Англии католическая церковь континента стремилась исправить незавидное положение школ. Инициировать развитие образования пытались и светские власти (Карл Великий). В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: кафедральные (при епископской кафедре – административном центре диоцеза) и монастырские школы. Школы готовили служителей культа - внутренняя школа и обучали мирян - внешние школы. Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования - большими школами. Когда возникли университеты, их поначалу именовали всеобщими, или генеральными школами - отличие от «партикулярных» остальных. Учились только мальчики и юноши. В малых школах - дети 7-10 лет, а в больших школах - старше 10 лет. В малых школах один учитель (схоласт, дидаскал) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся учитель, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком следили циркаторы. Епископальные школы до IX века являлись церковными учебными заведениями основного типа, где преподавали богословие. В течение IX века кафедральные школы переживают упадок, но в Х веке их рост вновь возобновился.
Среди создателей первых монастырских школ Средневековой Европы выделялся Флавий Кассиодор (490-583 гг.), организовавший в Италии знаменитый «Виварий». При школе в монастыре работала библиотека. Заметно выделялись монастырские школы Ирландии и Англии. В монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. В монастырях встречалось обучение трех основных типов: пастырское (для церковно-приходского служения в миру); подготовка мальчиков в монахи; обучение грамоте и Писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре.
По мере складывания монашеские орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др. В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для светского образования. Некоторые родители передавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или чтобы просто дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, поскольку в монастырских школах обучали именно этой сфере интеллектуальных познаний.
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Школы не уделяли физическому воспитанию должного внимания. Хотя иногда проводились игры во дворе, целые "дни веселья", но каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. Учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. Широко использовали розгу, палку, плеть. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело. Латынь и Библия становились пропуском в образованную космополитическую элиту, отделявшуюся от остального населения наподобие грамотных в клинописи или иероглифике писцов древнего Востока. Система образования вплоть до XII столетия практически исключала возможность обучать лиц, не входивших в то церковное сообщество, при котором была школа. Переворот «открытия границ» образования был совершен университетами с их «космополитической» обстановкой и относительной демократичностью городских школ, принимавших всех желающих.
Обычно монастырские школы учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ капуцинов, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение) иногда к этому добавляли изучение астрологии. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов. Церковные школы, которые давали повышенное образование, исчислялись единицами. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе т.н. семи свободных искусств. Такая программа включала дисциплины тривиума и квадривиума: грамматику, диалектику, риторику, геометрию, астрономию, музыку, арифметику.
В обычных школах схема семи искусств была лишь самой общей рамкой, основной удельный вес каждый раз перемещался в связи с личными особенностями работавшего в той или иной школе учителя. Чаще всего особенно досконально изучались грамматика и музыка, поскольку были связаны с обязательным для каждой школы обучением чтению, письму, основным молитвам и сопутствующим обряды фразам, псалмам, пению и участию в богослужении в качестве служки. Начальные пособия могли включать элементарные религиозные тексты на двух языках – латыни и народном для данной местности. Грамматика была главным предметом, пособиями по латинскому языку выступали работы Доната, Присциана в совокупности с афоризмами из «Двустиший» и «Одностиший» Катона и краткими баснями Эзопа. Обучение диалектики опиралось на произведения Аристотеля. Риторику изучали по Квинтилиану. Уроки географии и геометрии давали представления об устройстве богом обитаемого мира, поэтому в центре мироздания был Иерусалим, а геометрические фигуры имели нравственное содержание. Астрономия была связана с вычислением многочисленных церковных праздников. В музыкальном образовании наибольшее внимание уделялось не игре на инструментах, а символической «музыке сфер». Главным считалось знакомство с духовными песнопениями. Арифметика была устремлена на усвоение мистического толкования чисел. Универсальными методами обучения в средневековых школах были заучивание и воспроизводство образов.
В период с ХII в. школьное образование постепенно выходит за стены епископских церковных кафедр в крупнейших городах и монастырей. Появляются городские светские муниципальные школы и пользовавшиеся самостоятельностью университеты, подвластные обычно лишь папской и королевской власти. Это было связано с ростом городской инфраструктуры, укреплением социальных позиций горожан. Первые постоянные городские школы появились во второй половине ХII - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и других крупных урбанистических центрах. Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев.
Возникшие в ХIII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, а также элементы геометрии, естествознание, нотариальное искусство, делопроизводство. Обучение велось на родном языке. Умения ученики получали непосредственно от мастера своего дела. Схожая программа была и у гильдейских школ для детей купцов. Появляются городские школы, где преподавание ведется параллельно на латинском и родном языке, а также аналогичные мужским учебные заведения для девочек. Постепенно школы избавляются от мелочной опеки церкви, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной горожан педагог, получавший должность ректора школы. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не всегда регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место. Так появились "бродячие учителя".
Программа городских школ в позднее Средневековье по сравнению с программой церковных школ носила в принципе более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программы высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.