Тема. Понятие «Дистанционное обучение»
Проведите анализ двух подходов к смыслу дистанционного обучения и предложите свой вариант в третьем столбце.
Информационный | Продуктивный | Моя позиция |
Смысл дистанционного обучения — обмен качественной информацией с помощью информационных технологий | Смысл дистанционного обучения — создание собственной продукции с помощью информационных технологий | |
Знания — транслируемая информация | Знания — результат продуктивной деятельности | |
Ученик — получатель информации | Ученик — созидатель новой информации | |
Нет необходимости в учителе | Учитель — партнер, организатор среды и процесса | |
Учебники и методики очного обучения переносятся в дистанционное обучение | Разрабатываются новые методики и учебники, интегрированные с информационными технологиями | |
Использование западного опыта работы с информационными технологиями | Разработка дистанционной педагогики, опирающейся на отечественную философию |
Интернет-образование.Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернет, может быть:
1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;
2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;
3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.
Третий вариант обучения в большей мере относится к Интернет-образованию.
Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию «дистанционное образование» оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения — использование сети Интернет (например, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т.п.)
Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например, из компьютеризированного класса, т. е. Интернет используется в данном случае в качестве средства обучения. Данный фактор делает доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких занятий более проста по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга, и требуются особые формы и методы их коммуникации.
WWW— сокращение от World Wide Web — «Всемирная паутина» или просто Web — паутина, одно из самых популярных приложений сети Интернет. Построена по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссылками (гиперссылками).
Использование Интернет-технологий и ресурсов в школьном образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-образование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистанционной работы с ними.
Виртуальное образование.Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. В психологии используются термины «виртуальный образ», «виртуальный объект». Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов — человека и машины.
Виртуальный (от лат. virtualis) - возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях.
В компьютерной технике применяется так называемая виртуальная память — кажущаяся память ЭВМ, которой не соответствует ни один физический носитель памяти. Виртуальная память существует только в результате функциональных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обеспечивающих создание виртуальной памяти, можно пользоваться гораздо большим объемом информации, чем тот, который позволяют вместить реальные физические носители. Кроме того, практически все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной.
Наибольшую популярность сегодня приобрел термин «виртуальная реальность» по отношению к компьютерному моделированию. В данном случае человек взаимодействует с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые устройства — виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определенные действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в виртуальной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек визуализации или вызываемых им виртуальных событий.
В учебных целях виртуальные технологии начали применяться еще в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажеров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего, для решения задач подготовки военного персонала. Сегодня речь идет о создании виртуальной педагогики и психологии, определяющих специфику образовательной деятельности учеников и педагогов с помощью мультимедийных, телекоммуникационных и других электронных средств обучения и технологий.
Психологами определены следующие свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность1. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют искусственной, сотворенной, порожденной. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», пока активна порождающая ее реальность. В ней свое время, пространство и законы существования. Для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей ее.
Для виртуального образовательного процесса присущи следующие признаки:
а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия;
б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;
в) существование только на протяжении самого взаимодействия.
Таким образом, причиной виртуальных образовательных процессов следует считать взаимодействие реальных объектов. В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (например, в роли ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования как образовывания самих субъектов.
Дискуссия.В какой мере удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через сеть, может заменить непосредственное живое общение и взаимодействие ученика и учителя?
Под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.
Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами или различными пособиями, в том числе и учебниками. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объема учебного материала обходится без учета взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п.
Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степени следует считать ситуативной, поскольку особенности ее применения определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной ситуацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования.
Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, — это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.
Принципы дистанционного обучения.Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготовлен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Креативная позиция ученика, предупреждающая «впитывание» им экологически неотфильтрованной информации, — необходимое условие личностно-ориентированного дистанционного образования. С целью реализации данной направленности в дистанционном обучении определены следующие педагогические принципы.
1. Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий — создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых с помощью сети образовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.
Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.
В качестве образовательной продукции для дистантных учеников могут выступать их способы решения учебных проблем, сконструированные графические образы, обнаруженная в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, телекоммуникативные дискуссии или дистантное сотрудничество по общей теме со сверстниками из других школ и городов, результаты участия в совместных дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественно-научных, экономических, социологических и иных исследованиях, выполняемых как с помощью сетей, так и в традиционной форме.
Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных веб-зрителей, что создает широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения.
2. Индивидуализация дистанционного обучения. Организация проектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения происходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготовленности и мотивацию субъектов деятельности.
Система контроля внешних образовательных продуктов учащихся позволяет адекватно выполнить диагностику их личностного образовательного приращения. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистанционного обучения ученик должен выполнить как минимум два образовательных продукта на одну тему, например, в начале и в конце изучения темы. Так, во время многодневного дистанционного проекта «Мой виртуальный дом» ученикам вначале предлагается составить и описать эскиз своего жилища. После нескольких занятий с использованием эвристических методов ученики готовят второй вариант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень личностного образовательного приращения каждого участника обучения.
3. Открытость содержания образования и учебного процесса. Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными учениками развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.
Традиционной общепринятой схемой обучения является следующая: учитель объясняет новый материал — ученик закрепляет его по учебнику — ученик воспроизводит полученную информацию. В данном случае происходит направленность на зафиксированный образец — учебник, наглядное пособие. Увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, мировых культурных и научных сокровищ требует иного, чем в очном обучении, подхода к проблеме конструирования содержания образования. Содержание образования играет роль среды для организации деятельности учащихся.
В открытом образовательном пространстве учащийся выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Формы подбора и структурирования содержания дистанционного образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» — тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы, позволяет ученикам максимально индивидуализировать образовательную траекторию своего обучения.
4. Приоритет деятелъностного содержания перед информационным. Традиционное содержание образования концентрируется в. единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобранного содержания. Возрастание объема образовательных Интернет-ресурсов, возможность быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет привычную роль содержания образования. Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию.
Дистанционное обучение позволяет использовать телекоммуникационные методы конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятельности, осуществляемой учениками с помощью методов дистанционного творчества. К таким методам относятся: методы участия в дистанционных конференциях, дистанционный «мозговой штурм», способы создания интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ, методы работы с поисковыми программами, сопоставительный анализ информации в WWW, методы дистантных исследовательских работ, коллективных образовательных проектов.
5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий. Цели, содержание, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств (электронная почта, «Всемирная паутина», чат, веб-форумы, видеоконференции, ISQ и др.). Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, решение проблем взаимопонимания, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации, адекватную оценку результатов обучения.
Веб-форум — форма взаимодействия (переписки) пользователей «Всемирной паутины». Записи вводятся и сохраняются непосредственно на вебсайте, где расположена соответствующая программа.
Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет специфику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей электронной почты. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым оказывается режим телеконференций.
6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соотношения между его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой как очными, так и удаленными педагогами. Дистанционное обучение не предполагает 100-процентного пребывания ученика за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествознания младшие школьники вначале изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, обмениваются результатами наблюдений, и лишь затем отыскивают в сети Интернет и систематизируют информацию о моллюсках.
7. Деятельностные критерии оценки. Существующая система очного школьного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди образовательных сайтов являются всевозможные коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не «коллекции образовательных инструментов», где содержались бы наборы способов познания, методов обучения, необходимых для осуществления реального образования. Использование учащимися чужих готовых рефератов определяется несовершенством контрольных требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения.
Проверке должны подлежать не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет или дистантный экзамен для учащихся строится тогда на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами результатов». Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например, реферат, который может быть взят из «коллекции рефератов», а личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образовательные приращения.
Дистанционные курсы, проекты и другие формы обучения, разрабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них пространственного мировоззрения.
Дискуссия.Для всех ли учащихся применимо дистанционное обучение? Все ли учебные курсы можно изучать с помощью Интернет? Каковы границы применимости дистанционного обучения?
Типы дистанционного обучения.Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности:
1-й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.
Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят эпизодический характер. Сеть расширяет возможность доступа к массивам информации. Главную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы из сети. Критерии оценки результатов дистанционного обучения данного типа практически не отличаются от тех, которые используются при очном обучении.
2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.
Обучение происходит в форме дистанционных образовательных проектов. Организаторами проектов выступают школы или центры дистанционного обучения, вузы, учреждения дополнительного образования.
Данный тип образования — дополнительный к базовому, но иногда проекты позволяют изучить отдельные темы и разделы основных учебных дисциплин, что является скорее исключением, чем правилом.
Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят организованный, но не систематический характер. Более успешно, чем в первом типе обучения, формируются навыки работы учеников и педагогов с открытыми образовательными системами, но в основном за счет перегрузки очного учебного процесса, поскольку его объем и критерии оценки результатов обучения детей очной школой, как правило, не меняются.
Усиливается продуктивность образования, поскольку результатом дистанционного проекта является создание его участниками определенной продукции — текстов, рисунков, исследований, творческих работ.
Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительного к очному. Центр тяжести обучения сохраняется за очным общеобразовательным процессом, коллективные и групповые формы занятий преобладают над индивидуальными.
3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической позиции учителя и используемых программ.
Количество и качество дистанционных коммуникаций учеников и удаленных педагогов увеличиваются. Роль очного учителя выполняет местный локальный координатор — родитель или учитель, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняя предписания удаленного педагога.
Дистанционное обучение данного типа становится не только дополнительным к очному, но и частично заменяет его. В некоторых случаях (например, в очной школе нет необходимого-педагога) удаленный педагог полностью ведет занятия по отдельным предметам, которые входят в базовый компонент школьного образования. Такие программы, как NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit позволяют обеспечить видео- и аудиосвязь, что приближает дистанционные формы обучения к очным. Результаты дистанционного обучения школа вносит в итоговую аттестацию детей.
Квалифицированные дистанционные учителя ведут занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от них учащимися из других школ и городов, т. е. учебный класс состоит как из очных, так и дистантных учеников. Подобные формы использования телекоммуникационных технологий особенно востребованы сельской школой, где ощущается недостаток квалифицированных кадров. Проблемой является отсутствие достаточного числа прецедентов работы в школах удаленных учителей и неразработанная нормативно-правовая база.
4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с очным.
Меняется роль и место основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое.
Вариант данного типа обучения — полностью дистанционное обучение, например, детей, находящихся в больницах, колониях, имеющих индивидуальные особенности, из-за которых они не могут посещать школу. Данный тип обучения наиболее интенсивно развивается в вузах, особенно на платной основе. Для общеобразовательных школ, практически не имеющих опыта заочного обучения, труднее принять модель 100-процентного базового дистанционного обучения. Развитие технологий данного типа обучения возможно при определенных условиях, например, в рамках программ дистанционной помощи одаренным ученикам, больным детям, несовершеннолетним преступникам.
5-й тип: «Ученик — Интернет — ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведение, или родители ученика.
Дистанционное обучение данного типа следует назвать распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа как форма предоставления образовательных услуг в этом случае максимально приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.
Персональный образовательный центр со специальным программным обеспечением должен стать непременным атрибутом персонального компьютера, его разработка — вопрос времени. Дополненный новейшим программным обеспечением, такой центр воплощает возможности, ранее считавшиеся фантастическими. Например, уже сегодня имеются программные разработки, позволяющие работать в одной виртуальной комнате удаленным друг от друга людям. Такая работа является полноценным аналогом очных действий, т. е. каждый человек дистанционно управляет своей виртуальной моделью, которая может, например, подходить в виртуальной комнате к шкафу, брать из него предметы, ставить их на общий стол для совместных действий с присутствующими в комнате управляемыми моделями других людей.
Перечисленные пять типов дистанционного обучения не исключают других возможных типов, а также их комбинаций. Соответственно типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов, т. е. строится дидактическая система. Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением (степень дистанционное™), индивидуальными и групповыми занятиями (степень индивидуализации), продуктивным и репродуктивным обучением (степень творчества).
Школьный телекоммуникационный центр.Организация дистанционного обучения в школах происходит на базе телекоммуникационных Интернет-центров, организующих и координирующих дистанционную деятельность учеников и педагогов.
Чтобы школьный телекоммуникационный центр оказывал реальное позитивное влияние на образовательный процесс, недостаточно решить технические, кадровые и организационно-правовые вопросы. Например, наличие компьютеров, программного обеспечения и специалистов составляет примерно 20% общих затрат и объема труда при организации телекоммуникационной образовательной деятельности. Главным же оказывается содержание и технология работы школьного телекоммуникационного центра, его научно-методическое сопровождение и организационно-педагогическое обеспечение.
Перечислим значимые с педагогической точки зрения направления деятельности школьного телекоммуникационного центра.
1. Разработка и постановка целей использования телекоммуникаций, учитывающих современные тенденции информатизации общества, общешкольную образовательную программу и имеющиеся условия.
2. Организация практики использования образовательных Интернет-ресурсов в очном учебном процессе. Решение задач очного обучения с помощью информационных и телекоммуникационных средств.
3. Разработка и развитие школьного образовательного сайта, отражающего внутришкольную и внешкольную учебно-воспитательную деятельность. Внутришкольная деятельность обеспечивает коммуникации между учениками, их родителями, педагогами, администрацией, а также использование внутришкольных информационных данных. Внешкольная деятельность имеет интерактивный характер и отражается на сайте в формах телекоммуникаций с внешним миром — гипертекстовых электронных изданиях, дистанционных мероприятиях, веб-квестах по учебным предметам и др.
4. Организация участия школьников в дистанционных проектах, олимпиадах, телеконференциях, проводимых в сети Интернет. Приобретение опыта проведения собственных инициативных мероприятий с привлечением удаленных школ.
5. Организация дистанционного повышения квалификации и переподготовки педагогов школы как в отношении их очной педагогической работы, так и постепенного овладения телекоммуникационными средствами и технологиями. Участие в дистанционных педагогических курсах, семинарах, научно-практических конференциях, дистанционных педсоветах и т. п.
Самостоятельно разрабатывать и решать перечисленные задачи под силу не многим школьным телекоммуникационным центрам. Поэтому необходима система научно-методической поддержки их деятельности. Эту поддержку могут оказывать специализированные межрегиональные центры дистанционного образования, научно-исследовательские и административно-управленческие организации, а также предприятия, занимающиеся разработкой и внедрением информационных технологий в сфере образования. Данную функцию выполняет, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru).
Эффективность вхождения школ в открытое образовательное пространство будет определяться наличием у них ясной и взвешенной педагогической позиции по отношению к новым технологиям и Интернет-ресурсам. Практическая реализации такой позиции зависит от научно обоснованной системы деятельности школьных телекоммуникационных центров и развития дидактики дистанционного обучения.
РЕЗЮМЕ
Существуют два понимания смысла дистанционного обучения: 1) обмен информацией между педагогом и учеником; 2) личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Второй подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса.
Дистанционное обучение — обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями).
Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернет, может быть: 1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи; 2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; 3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет (Интернет-образование).
Виртуальное образование — процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Принципы дистанционного обучения:
1. Продуктивная ориентация обучения.
2. Индивидуализация дистанционного обучения.
3. Открытость содержания образования и учебного процесса.
4. Приоритет деятельностного содержания перед информационным.
5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий.
6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся.
7. Деятельностные критерии оценки.
Типы дистанционного обучения (отличаются по степени дистанционное™, индивидуализации и продуктивности):
1 -й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения.
2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно.
3-йтип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение.
4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением.
5-й тип: «Ученик — Интернет — ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Школа трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.