Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода.Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.
3. Условия и требования проведения опроса:
- · проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
- · оптимальное количество членов группы 10-15 человек;
- · все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;
· · содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
- 4. Процедура опроса.
а) Подготовительный этап:
- · определение проблемы, выбор объекта;
- · формулировка социометрических критериев;
- · разработка бланка социометрического опроса;
б) Основной этап:
- · установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
- · проведение социометрического опроса;
- · построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;
в) Завершающий этап:
- · анализ результатов опроса;
- · формулировка выводов;
- · разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
- 5. Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Вариант опросного листа
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.
ФИО (№ по списку группы):_______
1) 1) Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:
_
а кого бы не включили:
__
2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:
__
а с кем бы не хотели:
__
6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.
Вариант
N пп | Кто выбирает | Кого выбирают | Потребность в общении | ||||||||||
ФИО | Кп+ | Кп- | Ист | ||||||||||
А | * | - | + | + | - | + | 0,14 | ||||||
Б | + | * | + | - | - | ||||||||
В | + | - | * | + | + | + | + | 0,57 | |||||
Г | - | - | * | + | - | + | -0,1 | ||||||
Д | + | * | - | ||||||||||
Е | + | + | * | + | + | 0,57 | |||||||
Ж | + | + | - | - | + | * | - | ||||||
З | + | - | - | + | - | * | -0,1 | ||||||
Социометрический статус | Кп+ | ||||||||||||
Кп- | |||||||||||||
Ист | 0,9 | -0,4 | 0,1 | 0,4 | -0,3 | 0,3 | |||||||
7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный”– член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».
НА ГЛАВНУЮ
односторонний положительный выбор;
взаимный положительный выбор;
односторонний отрицательный выбор;
взаимный отрицательный выбор;
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.
В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекс потребности в общении ( ) – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.
В качестве примера определим члена коллектива “А”:
в) индекс психологической совместимости( ):
где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.
К групповым индексам относят:
а) индекс психологической сплоченности группы ( ) – определяет степень ее группового единства:
где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.
б) индекс психологической разобщенности группы ( ) – определяется как степень групповой разобщенности.
где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
- 1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
- 2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
- 3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.
- 4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ( )
ПРИЛОЖЕНИЕ 3[5][1]