Образование как система. Образование как система - это совокупность преемственных образовательных программ и
Образование как система - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждении, органов управления образованием.
Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Закон определил структуру образовательных учреждений, отличающихся различными характеристиками, прежде всего по уровню и профессиональному направлению.
В сложившейся системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений:
- дошкольные: ясли, детские сады;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;
- учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования;
- специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;
- учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в учебном заведении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного обучения, самообразования, экстерна.
В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образований» (в ред. от 07.07.03)[3] в систему образовании наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты. Программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность такого управления заключается в объединении усилий государства и общества в решения проблем образования.
Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об образовании». Ее организационной основой является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Содержание программы определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом тенденций и перспектив ее развития.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием; федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные. Общее руководство осуществляется Министерством образования РФ. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерства, департаменты, управления образования.
К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:
- разработка образовательных программ и стандартов; стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
- аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;
- формирование образовательной инфраструктуры;
- формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
- контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сфере в системе образования.
Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоят в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые» кадровые и материальные проблемы.
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей, и общественности.