Компетентность и конкурентоспособность как характеристики профессионализма специалиста
Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность личности – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, характеристик мышления, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и т.д.), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно по отношению к ним . Ее компонентом является профессиональная компетентность – в соответствии с общим определением, круг процессов и предметов в этом случае относится к профессиональной области.
Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении, и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием.
Говоря о конкурентоспособности специалиста, нельзя сводить ее, как уже говорилось, только к профессиональному аспекту, в частности, рассматривать в числе ее факторов исключительно профессиональную компетентность. Не менее важными являются внепрофессиональные, социально обусловленные аспекты компетентности личности. Следовательно, компетентность как компонент конкурентоспособности включает два блока характеристик, относящихся к профессиональной и внепрофессиональной (социальной)компетентности.
Конкурентоопределяющие личностные качества: профессионально значимые и социально востребованные.
Профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ) – качества специалиста, позволяющие эффективно выполнять разнообразные профессиональные действия, решать профессиональные задачи, осуществлять профессиональное саморазвитие. По мнению акмеологов, к основополагающим качествам, определяющим конкурентоспособность любых специалистов, относятся: профессиональное целеполагание, рефлексия; профессиональная заинтересованность; творческий подход к профессиональной деятельности; способность и готовность к непрерывному общему и профессиональному саморазвитию; профессиональное честолюбие, стремление к успеху; профессиональная коммуникабельность; организаторские способности, удовлетворенность трудом и др. Помимо этого следует выделить и особенные для конкретных специалистов ПЗКЛ: для педагогов такими качествами являются гуманизм, доброта и терпение, эмпатия и любовь к детям, ораторские способности, оптимизм и др.; для специалистов в области управления – лидерские способности, решительность и прогностические способности, антиципация, организаторские и коммуникативные способности и др.
Специалисты реализуют себя не только в рамках профессионального сообщества, но и во вне его, в социуме, исполняя не только профессиональные, но и иные социальные роли (гражданина страны и мира, родителей и детей, друзей и т.д.). В процессе трудоустройства и построения карьеры они контактируют с представителями различных социальных и профессиональных сообществ. От того, какое впечатление они производят на окружающих (причем, не только на потенциальных и актуальных коллег и работодателей), насколько конструктивно выстраивают систему коммуникации, во многом зависит их социальный и профессиональный успех. Поэтому, на наш взгляд, блок личностных качеств (как показателей конкурентоспособности) должен быть расширен: речь должна идти о конкурентоопределяющих личностных качествах, в состав которых входят и профессионально значимые и социально востребованные качества личности. Социально востребованные качества личности, по мнению В.А. Сластенина, лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности, а также система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Прежде, чем показать взаимоотношение категорий «конкурентоспособность» и «профессионализм», обобщим все вышесказанное относительно категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность специалиста – это, во-первых, его способность соответствовать требованиям рынка труда, то есть, требованиям работодателя, рабочих мест, а также целям организации. Качества, обеспечивающие эту способность, позволяют специалисту претендовать на определенное рабочее место (должность, вакансию), участвовать и побеждать (за счет конкурентных преимуществ) в конкурентной борьбе, оказавшись более привлекательным для работодателя по сравнению с соперниками [13, 14] и, в дальнейшем, обеспечивают стабильную востребованность данного специалиста на рынке труда. Конкурентоспособность является социально-профессиональным личностным качеством, интегрирующим социальные и профессиональные характеристики, и имеющим социальный и профессиональный уровни . Наличие спроса на труд конкретного специалиста, то есть, его востребованность – наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности, ее зримый результат.