Система общих методов воспитания, их классификация. Различные подходы к классификации методов воспитания
Общие методы, средства и формы процесса воспитания
Цель – ознакомиться с общими методами, средствами и формами процесса воспитания.
Задачи:
1. Изучить понятия « методы» и «приемы» воспитания.
2. Проанализировать систему общих методов воспитания и их классификацию.
3. Рассмотреть многообразие средств воспитания.
Лит-ра :
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособ. для студ. пед. учебн. завед. и слушателей ИПК. – 4-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2000. – С. 13 – 22..
2. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособ. 2-е изд., исправ. и доп. – Мн.: Изд. Скакун, 2001. – С. 8 - 42.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактн. учеб. курс для студ. ун-ов и пед. инст. - Мн.: Университетское, 2001. – С. 6 – 19, 37 – 50.
1. Понятие о методах и приемах воспитания. Выбор методов воспитания, его зависимость от цели, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития коллектива.
2. Система общих методов воспитания, их классификация. Различные подходы к классификации методов воспитания.
3. Понятие о средствах воспитания. Многообразие средств воспитания.
4. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы. Попытки классификации форм воспитательной работы.
Понятие о методах и приемах воспитания. Выбор методов воспитания, его зависимость от цели, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня развития коллектива
Метод воспитания (от греч. «методос» – путь) – это путь достижения заданной цели воспитания.
Методы воспитания применяются руководителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственное опосредованно. Их главное предназначение состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
Под методом воспитания подразумевается совокупность практических или мыслительных действий и приемов преподавателя или обучающегося, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов.Это система принципов, имеющая установочный характер, которая предписывает как организовать целесообразную продуктивную деятельность.
Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать те или иные педагогические задачи, являясь способами взаимодействия с обучающимися.
Любой метод подразделяется на методические приемы, т.е. элементарные ситуации педагогического процесса (разъяснение, похвала, вопрос, ответ, показ).
Приемом воспитания также называют часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.
Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сласгенина. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -585 с,
Приемы воспитания-это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению и методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Совокупность средств и приемов играют воспитательную роль лишь тогда, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет руководителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.
Нет методов хороших или плохих, ни одни путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
Выбор методов жестоко детерминирован ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный.Выбор метода воспитания - поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь. цели.
В зависимости от возрастных особенностей воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительновоспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
• Цели и задачи воспитания: цель не толькооправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть иметоды ее достижения.
• Содержание воспитания: Очень важно увязать методы с конкретным содержанием.
• Уровень сформированности коллектива (школьного класса): по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателяс воспитанниками.
• Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
•Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Условя всегда конкретны. Их сочетание порождают конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций.
• Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
•Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает те методы, с которыми знаком, которыми владеет.
• Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы воспитания, в благоприятных условиях используются «щадящие».
•Ожидаемые последствия: Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Начальная школа включает своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, работа , которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда игрой — при этом максимально проявляются инициативность, самодеятельность, и соревновательность самих ребят. В данном возрасте игра – один из основных методов обучения и воспитания.
Из методов формирования общественного сознания успешно применяются в младшем школьном возрасте приучение, беседа, рассказ, пример, в старшем –и подростковом – диспуты; Из методов организации деятельности младших школьников педагоги, как правило, привлекают к упражнениям, применяют требование, приучение, поручение, метод воспитывающих ситуаций, который подходит и для детей более старшего возраста. Из методов стимулирования младший школьник не может обойтись без поощрения и одобрения. Следует заметить, что данные методы необходимо применять педагогу по отношению к учащимся всех возрастных категорий. Они позволяют повысить творческую активность учащихся, вызывают положительное отношение к деятельности. С младшими школьниками не рекомендуется проводить соревнования, в силу их возрастных особенностей. Однако этот метод позволяет повысить интерес у подростков.
Самовоспитание учащихся является составным компонентом воспитания. О нем можно говорить, начиная с подросткового возраста (в младшем школьном возрасте можно говорить только о элементах) Важным компонентом самовоспитания является самонаблюдение (взгляд на себя со стороны). Ученик оценивает свои мысли и поступки. На этом основании базируется самоконтроль. На их основе происходит самооценка и затем самоонализ.
Система общих методов воспитания, их классификация. Различные подходы к классификации методов воспитания
Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация- помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков, учитывая, что метод воспитания — явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Среди методов воспитания выделяют также следующие:
1) методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции);
2) методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность);
3) методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование);
4) исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тесты, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности, и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности. Структура данной системы методов воспитания представлена в таб.