Развитие психики в онтогенезе
Онтогенез – это развитие психики отдельного человека от рождения до конца жизни.
Онтогенез происходит в разных направлениях:- Как становление организма - морфофизиологические онтогенез; - Развитие человека как сознательной общественного существа - онтогенез психики; - Развитие личности - социальный онтогенез.
Первое направление онтогенеза изучает биология. Второй и третий - исследуются возрастному и дошкольным психологией.
Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка. Психическое развитие отмечается такими закономерностями.
1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждой психической свойства есть специфический период, когда она развивается наиболее интенсивно. Эти периоды - сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, затем возможности и темпы развития речи значительно снижаются.
2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.
Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышления.
3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Характеристиками каждой стадии психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность.
4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии - наглядно-действенное мышление и воображение.
Интеграция - укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.
5. Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой возрастает роль социальных влияний. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья).
Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента: • Макросреда - общество, его социально-экономическая и политическая система; • Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка; • Микросреда - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.
Общество организует передачу общественного опыта через обучение и воспитание в специальных учреждениях. Обучение и воспитание организуются с учетом возрастных возможностей ребенка, а потому необходимо их изучить, выяснить.
Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать свое развитие. Его личность становится отдельной детерминантой психического развития.
6. Пластичность - способность психики к переменам, с возрастом снижается. Так, ребенок до 2-3 лет может овладеть любой язык, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности. Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность проявляется также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других. Например, ослаблены зрение или слух вызывают усиление осязания, обоняния.
Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно–манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки „Я сам“). В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.
10.Форми прояву психіки: психічні процеси, стани, властивості.
Психические процессы - это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (например ощущения и восприятие, память и мышление, эмоции, воля и т.п.). Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются психические свойства.
К психическим процессам относят: ощущения, восприятия, представления, память, внимание, воображение, мышление, речь, воля, эмоции.
Ощущение-отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущения отражают только отдельные свойства предмета.
Восприятие– это целостное отражение предметов, ситуаций и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторы.
Представление – это образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения
Внимание -это характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Воображение– это фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Мышление -процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Речь –это процесс общения людей между собой с помощью языка.
Эмоции– это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.
Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.
Воля-это психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения целей.
Психическое состояние– это целостная характеристика псих. дея-ти, за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания псих. процессов в зависимости от отражающих предметов, явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности
Классификация:1)Личностные и ситуативные 2)Глубокие и поверхностные 3)Положительные и отрицательные 4)Продолжительные и кратковременные 5)осознанные и менее осознанные
Типы: адаптация, релаксация, оптимальное рабочее состояние, утомление, стресс.
Свойства личности– это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения типичного для данного человека.
К ним относят: направленность, способности, темперамент, характер.
Направленность –это совокупность наиболее важных существенных жизненных целей, перспектив и установок человека.
Способности– это индивидуальные особенности людей, от которых зависит успешность в приобретении ими ЗУН, а также успешность выполнения разных видов деятельности.
Темперамент -характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
Характер- это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.