Алгоритм разбора слова по составу
В методической литературе нет единого мнения относительно порядка вычленения морфем в ходе разбора слова по составу. Согласно одной из них, начинать анализ следует с выделения корня, затем находить окончание, приставку, суффикс. Согласно другой точке зрения, разбор начинается с обнаружения окончания (окончания и основы), далее происходит выделение морфем основы слова: корня, приставки, суффикса. В настоящее время наиболее распространен второй подход.
На основании анализа порядка и содержания морфемного анализа в современных учебниках по русскому языку для начальных классов и в методических пособиях для учителей предлагаем следующую памятку разбора слова по составу:
1. Уточнить лексическое значение слова.
2. Выяснить принадлежность слова к определенной части речи.
3. Выделить окончание. Для этого изменить слово, сравнить формы слова, отделить изменяемую часть (окончание). Обвести его рамочкой ().
4. Выделить основу слова как часть слова без окончания. Обозначить ее условным значком () .
5. Найти корень. Для этого подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок, сравнить слова и выделить общую часть (корень). Обозначить его дугой ( ).
6. Найти приставку (приставки). С этой целью найти часть перед корнем, подобрать однокоренные слова с различными приставками и без приставок, выделить приставку. Обозначить ее условным значком ().
Для проверки: подобрать неоднокоренные слова с той же приставкой.
7. Найти суффикс (суффиксы). Для этого выделить часть слова между корнем и окончанием, установить слово, от которого образовалось данное, сравнить слова, найти суффикс. Обозначить его условным значком (^). Подобрать неоднокоренные слова с данным суффиксом.
Образцы разбора слова по составу
Сахарница
1. Сахарница – это посуда, в которой хранится сахар.
2. Это существительное, так как обозначает предмет, отвечает на вопрос (что?).
3. Находим окончание. Изменяем слово по числам (сахарница, сахарницы), по падежам (сахарницу, сахарницей и др.). Изменяемая часть –а. Это окончание.
4. Находим основу слова. Это часть слова без окончания – сахарниц.
5. Находим корень. Однокоренные слова: сахарный, засахарился, сахарок. Общая часть – сахар. Это корень.
6. Приставки нет, потому что нет части перед корнем.
7.Находим суффикс. Слово сахарница образовалось от слова сахар с помощью суффикса –ниц-. Подбираем слова с этим суффиксом: хлебница, чернильница. Суффикс –ниц- имеет значение вместилища чего-либо.
Письменная фиксация:
Придорожный (цветок)
1. Придорожный – находящийся рядом с дорогой.
2. Это прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (какой?).
3.Находим окончание. Изменяем слово по родам: придорожная, придорожное. Изменяется –ый. Это окончание.
4. Выделяем основу слова как часть слова без окончания: -придорожн.
5. Ищем корень. Однокоренные слова: дорога, дорожный, подорожник. Корень дорож (дорог).
6. Находим приставку. Подбираем однокоренные слова с разными приставками и без приставок: подорожник, бездорожье, дороженька. Приставка при-. Подбираем слова с такой же приставкой: приморский, прибрежный. Приставка при- имеет значение «находящийся рядом с чем-то».
7. Находим суффикс. Слово придорожный образовалось от слова дорога при помощи суффикса –н- и приставки при-. Подбираем слова с таким же суффиксом: прибрежный, степной. Суффикс –н- имеет значение «относящийся к чему-то».
Письменная фиксация:
Перезимовала
1. Перезимовала – пережила зиму.
2. Это глагол, потому что обозначает действие предмета, отвечает на вопрос (что сделала?).
3. Находим окончание. Изменяем слово по родам: перезимовал, перезимовало. Окончание –а.
4. Находим основу слова. В нее не входят окончание и глагольный суффикс прошедшего времени –л. Основа перезимова-.
5. Ищем корень. Подбираем однокоренные слова: зимовать, зазимовать, зима, зимний. Корень –зим-.
6. Находим приставку. Подбираем однокоренные слова с разными приставками и без приставок: отзимовала, зазимовать, зимовала. Приставка пере-. Подбираем слова с такой же приставкой: пережила, перестрадала. У приставки пере- значение преодоления чего-то.
6. Находим суффикс. Их два: суффикс прошедшего времени –л- и суффикс –ова-.
Письменная фиксация: перезимовал а
Рассматривая вопрос о порядке осуществления морфемного анализа слова, необходимо еще раз подчеркнуть целесообразность применения элементов словообразовательного анализа в ходе разбора слова по составу. Словообразовательные наблюдения практически знакомят учеников с наиболее употребительными суффиксами и приставками, с наиболее продуктивными моделями образования слов. Выясняя, как от одного слова образовалось другое, ученики сознательно выделяют морфемы. Так, под руководством учителя дети узнают, что прилагательное волнистый образовалось от существительного волна с помощью суффикса –ист-.
Разбор слова по составу требует постоянного обращения к толковому и словообразовательному словарю. По материалам морфемного анализа можно составлять таблицы или словарики морфем, например, таблицы (словарики) суффиксов, приставок.