Жизненный путь и творчество Я.А. Коменского
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ
Институт современных технологий и специально-социальной работы
Социальная работа в сфере образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Социальная педагогика
Тема: «Педагогическое наследие и основные идеи Я.А. Каменского»
Выполнила:
Студентка I курса
Кульбаева Г.Ф.
Уфа – 2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Становление Я.А. Каменского как педагога……………………5
1.1. Жизненный путь и творчество Я.А. Каменского……………………5
1.2. Педагогическое наследие Я.А.Каменского………………………….10
Глава II. Основные идеи Я.А Каменского и их влияние на современную педагогическую науку…………………………………………………………13
2.1. Основные педагогические идеи……………………………………..13
2.2. Влияние педагогических идей Я.А.Каменского на современную педагогическую науку…………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….29
Введение
Великий мыслитель и гуманист жил и создавал свои труды в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Но его работы актуальны и сегодня. Сходство эпох обусловило сходство проблем, нашедших отражение в педагогике Нового времени. Сформированная в преддверии Нового времени, в эпоху формирования глобального сознания, она отразила необходимость воспитания нового человека, соответствующего новой исторической ситуации, новым социальным условиям [1]
Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. При этом, с одной стороны, философские основания новой педагогики должны были согласовываться с её методом, с другой - новая педагогика должна была органически выстроиться в систему новой науки, с которой связывали надежду на светлое будущее человечества. Наука - «путь света» (Коменский)[6]
Мысли Коменского, его предупреждения, предостережения, предвидения по разным причинам часто оставались непонятыми как его современниками, так и более поздними исследователями его творчества. Лишь в конце XX в., как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, человечество вплотную подошло к необходимости решения проблем, которые волновали Коменского. Обращение к истории педагогики становится особенно актуальным в критические, поворотные моменты развития научного знания. Способствуя выходу из кризисного состояния, историко-научное знание создаёт условия для зарождения новой стратегии образования[15]
Жизнь, деятельность и наследие Коменского были исследованы многими учеными. Такими как Красновский А.А. «Я.А. Коменский», Ларкипанидзе «Великий чешский педагог Я.А. Коменский», Кратохвил «Жизнь Я.А. Коменского», Пискунов «Жизнь, деятельность и наследие Коменского», Альт «Прогрессивный характер педагогики Коменского». А также многими другими отечественными и зарубежными учеными-педагогами. Это и обусловило выбор мною этой темы.
Целью данной работы является: охарактеризовать педагогическое наследие Яна Амоса Коменского и оценить значимость и влияние его основных педагогических идей в современную педагогическую науку.
Объект исследования: педагогическое наследие и основные педагогические идеи Я.А. Каменского.
Предмет исследования: влияние педагогических идей Я.А. Каменского на современную педагогическую науку.
Задачи:
- охарактеризовать самого Я.А.Каменского
- проанализировать его творческую деятельность.
- выявить ведущие педагогические идеи «Великой дидактики»
Гипотеза исследования: педагогические идеи Я.А. Каменского в современной педагогической науке по сей день используются и являются основой педагогического воспитания.
Научная разработанность по данной теме богата во всех смыслах этого слова. Она освещена в большом количестве изданий, это и газеты и научные журналы и книги, и монографии и т.д.
Источниковая база очень насыщенная и позволяет без проблем найти нужный материал.
Практическая значимость данной работы в том, чтобы данный материал помог студентам для ознакомлением с работами Я.А. Каменского, а так же для преподавателей и родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО КАК ПЕДАГОГА
Жизненный путь и творчество Я.А. Коменского
Великий сын чешского народа, мыслитель - гуманист, выдающийся общественный деятель, философ, лингвист, историк, основоположник педагогики нового времени Ян Амос Коменский (1592-1670) жил в одну из наиболее бурных эпох европейской истории. Его время- время подготовки и осуществления буржуазной революции в Англии, время тридцатилетней войны в центральной Европе; когда жил Коменский, были еще свежи воспоминания о Реформации и Крестьянской войне в Германии; наконец, это было время, когда набирала силы и стремилась к власти молодая буржуазия, когда начали складываться крупнейшие колониальные империи.
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский) Брод, не далеко от тогдашней границы с Венгрией.
Отец Коменского, Мартин Коменский, был достаточно состоятельным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл знатоком Библии. Можно предполагать, что Мартин Коменский прививал и своему сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как было принято в протестантских общинах.
Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 г. умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только 12-летний Ян Амос и старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.
В 1608 г., в возрасте 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он называл свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его вскоре заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 г. [13]
В 1611 г. руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран Гернборнский университет в Германии.
В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на 4 года старше Яна Амоса) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда, Коменский познакомился с произведениями многих философов античности и эпохи Возрождения.
Летом 1613 г. Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 г. больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам [10]
Коменский жил в период становления опытных наук и с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы. Он был современником Томмазо Кампанеллы и Рене Декарта, Джордано Бруно и Галилео Галилея, Френсиса Бэкона и Бенедикта (Баруха) Спинозы.
Острые социальные противоречия того времени побудили Коменского к размышлениям о возможных средствах устранения общественных пороков. Одно из главных средств он усматривал в разумно организованном воспитании, в распространении просвещения.
Коменский жил в переходную эпоху от средневековья к новому времени, когда совершались великие научные открытия, но еще горели костры, на которых сжигали еретиков. Сам Коменский был глубоко религиозным человеком, он верил в существование загробной жизни, и вечное существование души. Хотя он уже сделал шаг вперед от традиционного религиозного мировоззрения и был убежден в том, что, живя в земном мире, люди должны стремиться к его усовершенствованию, к устранению всех извращений в нем. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность и в этом состоит главная цель воспитания.
В 1618-1621 гг. Я.А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городе - Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Л. Вивес. Большие изменения ввел Ян Амос Коменский в организацию школьной работы. Стремясь усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям, молодой учитель, нарушая все каноны тогдашней школьной жизни, широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.
Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность, а чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течении ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей. Именно в эти годы (1627) Я.А. Коменский начал создавать свой замечательный труд - «Дидактику», т.е. общую теорию обучения.
В 1628 г. по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь Коменский прожил с перерывами 28 лет, создав ряд самых замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру. В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая Дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей - «Материнская школа» о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников - «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия» [3].
В 1650 г. его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он попытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь 7 последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время игры, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать 7-классную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель новой организации школы, которая в модифицированном виде сохранилась и до настоящего времени.
Здесь же в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала.
В 1654 г. Коменский являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшийся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 г., а в 1657 г. по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным в истории педагогики. В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 г. и названного «Всеобщим советом исправления дел человеческих». В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформы человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию.
Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.
15 ноября 1670 г. Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.