Подготовка спортсменов как многолетний непрерывный процесс
Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям н максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте» (как правило, 10—20 лет) характерно многократное чередование участия в соревнованиях н специальной тренировки к ним.
Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятиЕ*! спортом до перехода в сферу спорта высших достижении (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой — со спецификой вида спорта. В качестве примера можно привести этапы многолетней подготовки в спортивных играх.
Первый этап предусматривает: воспитание интереса к спорту, приобщение детей к спортивной игре, начальное обучение технике и тактике, правилам игры, воспитание физических качеств в общем плане и с учетом специфики игры, формирование умении соревноваться индивидуально в коллективно (миззн-баскетбол, мини-волейбол и т. д.). Возраст ло 11 лет.
Второй этап посвящен базовой технико-тактической, физической подготовке. В это время формируются основы техники и тактики, но без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к спортивной игре. Возраст 12—14 лет.
Третий этап направлен на специальную подготовку, техника -тактическую, физическую, игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15—17 лет.
Четвертый этап предназначен для совершенствования техннко-тактическогс мастерства, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 18—20 лет.
Пятый этап — это демонстрация высоких спортивных результатов на уров»не спорта высших достижений. Возраст 21—30 лет.
Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель— уровень спортивного мастерства. Поэтому наиболее подготовленные спортсмены при условии выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.
Шестой этап — спортивное долголетие, когда спортсмен прололжзет занятия и участвует в соревнованиях в сфере массового спорта. Возрастных границ здесь нет.
В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревнозательных режимов и т. д.
СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР
Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским н массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки на всех ее этапах н состоит из четырех уровней.
Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно-С1ЙМН к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от-бир проводится в три этапа. На первом — агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения дли определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом продолжительном— наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.
Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юношей н девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта а склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).
Третий уровень — отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-треинроаочных сборов.
Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревновании. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборкой команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.
В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного вила спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиааемых увеличивается.
ТРЕНИРОВКА
Тренировка — часть подготовки
Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений,
воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.
Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.
Принципы тренировки
Тренировка строится на основе общих пршшнпои физического воспитания и специфических. Реализация общих принципов осуществляется с учетом особенностей вида спорта. В группу специфических входят следующие принципы:
Направленность к высшим достижениям. Самой сущностью спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т. д.
Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних аанятнй, создавая предпосылки для специализации.
Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает многолетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности занятий на протяжении всего периода активных занятии спортом. Количество тренировочных занятий, их содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост мастерства спортсменов.
Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить спортсменов к предельно» мобилизации сил во время соревновании. В процессе тренировочных занятии постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет различных ее параметров.
Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.
Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий малых, средних и больших циклов.
Разделы (стороны) тренировки
В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, фя-зическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин *под-готовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.
Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.
Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональныш! формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение
умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование
необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.
Психическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.
Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать нх в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание порождает п активность, механическое повторение упражнений.
Интегральная подготовка — педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.
Нагрузка и отдых
Понятие «нагрузка» отражает характер и меру воздействий па спортсмена в процессе тренировки н соревнований. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю н психическую стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. «Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отводимых на гавятие или серию занятий; соотношением времени на разделы подготовки; количеством тренировочных занятий; количеством тренировочных заданий различной направленности (длина и скорость пробегання дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсивной работы в общем ее объеме и пр. Внутренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией организма на выполненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систолич' ского объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного до: и др. Психическая нагрузка определяется уровнями волевого и морального напряжения, эмоциональности и т. п. Она выражается в баллах, условно отражающих уровни нагрузок как в отдельном задании, так и в тренировочном занятии (1—3 — малая нагрузка, 4—5 баллов — средняя нагрузка, 6—8 баллов — большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используют^ сп в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется щи планировании и контроле, а внутренними — для определения соответствия пер: вых двух возможностям организма.
Под воздействием нагрузки возникает тренировочный эффект, котор может быть срочным — как реакция организма на одно тренировочное задана отставленным — как изменение состояния спортсмена после целого тренирс* верного занятия, кумулятивным — как изменение состояния после всей системы аренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих н по-
I
следующих занятий. Учитывая воздействие применяемых средств ка организм спортсмена, выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок:
1. Специфичность. Отражает степень соответствия нагрузки двигательной
структуре соревновательных действий, режиму работы моторного аппарата и
механизму энергообеспечения. По этим признакам нагрузки бывают специфиче
скими к неспецнфичеекпми, а упражнения — соревновательными и вспомога
тельными.
2. Направленность. По этому признаку выделяют нагрузки, содействующие
развитию отдельных физических способностей, совершенствованию технико-так-
тического мастерства, психической подготовленности и т. д. Воздействие на
грузки может быть избирательным или комплексным.
3. Продолжительность. Определяет длительность упражнений, которая мо
жет варьировать в широких пределах—от нескольких секунд до десятков ми
нут, даже часов (марафон). Варьирование продолжительности и скорости
выполнения упражнений совершенствует разные энергообеепечиаающие меха
низмы: кратковременное выполнение упражнений, но с большой скоростью
повышает анаэробную производительность, продолжительная работа, но с не
высокой скоростью — аэробную.
4. Интенсивность. Определяет силу воздействия нагрузки, так как харак
теризуется количеством работы, выполненной в единицу времени (скорость,
частота движения, величина отягощения и т. п.). Интенсивность варьируют в
широких пределах, в связи с чем выделяют так называемые зоны интенсивно
сти по показателям частоты сердечных сокращений и характеру энергообеспе
чении (оценка производится в баллах).
5. Отдых. Рационально организованный отдых обеспечивает восстановле
ние работоспособности после нагрузки и повышает ее эффект. Разная продол
жительность и разный характер (активный, пассивный) отдыха между повто
рениями приводит при одной и той же нагрузке к неодинаковому эффекту.
Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными нагрузками. В соревновательную нагрузку входит число соревнований и стартов в каждом из них в течение года, четырехлетнего цикла и т. п. В спорте высших достижений наблюдается увеличение доли соревновательных нагрузок. Бегуны в течение года стартуют до 60 раз, пловцы — до НО, велосипедисты до 180, в спортивных играх — 80—90 игр. На эти показатели ориентированы соревновательные нагрузки при подготовке спортивных резервов. В массовом и детско-юношеском спорте количество и распределение соревнований в течение года определяются задачами спортивной подготовки и режимом трудовой н учебной деятельности спортсменов.
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к омоложению состава сборных команд по многим видам спорта. Идея ранней спортивной специализации основывается на теории акселерации и успехах молодежи в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катанке и Других сложнокоордчнированных видах. Для осуществлении этой идеи были пересмотрены программы подготовки юных спортсменов, повышены объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
Однако стремление к ранней специализации для достижения высоких спортивных результатов противоречит цели н задачам советской системы физического воспитания, приводит к нарушению ее основных принципов—всестороннего развития, оздоровления и подготовки к трудовой деятельности. Процесс омоложения в спорте становится самоцелью и приводит к преждевременному применению специализированных средств тренировки, а также нагрузок, неадекватных морфологическому и психофизическому развитию детей и ведущих к нежелательным изменениям ряда функций организма. Форсирование специализированной подготовки является причиной массового отсева: 48—72% молодых спортсменов прекращают занятия, не желая выполнять большие монотонные напряжения. В группах спортивного совершенствования ]5— 16-летннх пловцов обнаружено всего лишь 8,2% спортсменов, начавших систе-
18 Заказ № 1180 273
матическпе занятия с 7—8 лет, а среди конькобежцев, лыжников, велосипедистов и того меньше: 3,3%, 2,9%, 4,3% (В. Г. Половцев). Качество работы тренера, его статус, зарплата оцениваются, как правило, только спортивными успехами его учеников. Вместе с тем современные научные данные и опыт грамотных тренеров позволяет обеспечивать такую систему спортивно» подготовки детей, которая исключает отрицательное влияние спортивной специализации и гарантирует оптимальный рост достижении из базе разносторонней психофизической подготовки, хорошего здоровья и гражданской воспитанности.
Задачи спортивной подготовки детей, кроме общих задач физического воспитания, заключаются в привитии стойкого интереса к спортивной деятельности, а через него—повышение двигательной активности, реализация свободного времени а подготовка резервов для «большого» спорта.
Спортивная подготовка школьников осуществляется в рамках определенной организационной структуры, которая характеризуется преемственностью с классно-урочной системой занятий и с работой по Всесоюзному физкультурному комплексу ГТО. Она проводится в виде внеклассных н внешкольных форм работы по физическому воспитанию (см. ^Внеклассная работа по физическому воспитанию», «Внешкольная работа по физическому воспитанию», «Детско-юношеский спорт»). «Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы» (1987 г.) определяет по группам классов наиболее целесообразные виды спорта для секционных занятий. Например, в I—IV классах могут проводиться занятия по гимнастике, плаванию, настольному теннису, конькобежному спорту, бадминтону н туризму.
Особенностью секционных занятий в школе является их направленность на разностороннюю физическую подготовку детей. Лишь 10% тренировочного времени отводится специальной подготовке. В занятиях используются разнообразные упражнения общеразвивающего характера.
Время, отводимое технической и тактической подготовкам, зависит от вида спорта. Например, в сложнокоордннированиых видах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика н т. п.) формированию двигательных навыков уделяется большее внимание, чем, например, в видах спорта на выносливость. В школьных секциях учителем физкультуры осуществляется начальный отбор школьников для занятий в ДЮСШ. Тренеры ДЮСШ н занимающиеся в ней школьники поддерживают тесную связь со школой: помогают учителю в организации и проведении спортивных соревнований, участвуют зо всех состязаниях за честь своего класса, школы, выполняют функции физоргов класса и пр.
В ДЮСЩ формируются группы начальной подготовки и учебно-тренировочные. По достижении высокого уровня работы по подготовке юных спортсменов могут образовываться группы спортивного совершенствования. Если таких групп будет не менее двух, ДЮСШ может быть реорганизована в СДЮШОР. Через год после ее создания в школе должны быть сформированы группы: учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Возрастные границы занимающихся неоднозначны и зависят от вида спорта, физического развития занимающихся, их подготовленности н споепбностей. Так, в группы начальной подготовки по спортивной и художественной гимнастике, фигурному катанию принимаются дети 6 лет, по легкой атлетике, волейболу, конькобежному спорту—9 лет (табл.9) («Положение о детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва», 1986 г.).
Специфические задачи групп начальной подготовки: воспитание активного интереса к занятиям спортом, комплексное развитие физических способностей занимающихся.
Систематичность занятий обеспечивается сочетанием 2-разовых обязатель^ ных школьных уроков с 2—3 тренировочными занятиями в ДЮСШ. Продолжительность одного тренировочного занятия не должна превышать двух зка* демнческих часов.
Содержание тренировок строится с акцентом на развитие коордннацвон* ных способностей занимающихся, на создание у них запаса разнообразя* двигательных умений и навыков. Игнорирование этого отрицательно скажете]!
Таблица 9
Минимальный возраст зачисления в группы спортивных школ
-------------------- | Группы | ||||||||||||||
спортивного | высшего | ||||||||||||||
начальной | уч | с 6 НО | |||||||||||||
ПОДГОТОВКИ | трсннро.11)' | над | соиершен | спортивного | |||||||||||
Вил | ствоиання | мастер с та | |||||||||||||
спорта | |||||||||||||||
о д | и п | о л | О 7 | о а к I) | |||||||||||
а | 4 | ||||||||||||||
Акробатика | П | ||||||||||||||
Баскетбол | |||||||||||||||
Бокс, борь- | |||||||||||||||
ба | п | ||||||||||||||
Волейбол | |||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||
спортивная: | |||||||||||||||
девушки | |||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||
спортивная: | |||||||||||||||
юноши | И | ||||||||||||||
Гимнастика | |||||||||||||||
художест- | |||||||||||||||
венная | |||||||||||||||
Конькобеж- | |||||||||||||||
ный спорт | |||||||||||||||
Легкая | |||||||||||||||
атлетика | |||||||||||||||
Лыжный | |||||||||||||||
спорт | |||||||||||||||
Плавание | |||||||||||||||
Спортивное | |||||||||||||||
ориентиро- | |||||||||||||||
вание | |||||||||||||||
Стрельба | |||||||||||||||
пулевая | |||||||||||||||
Те»ине | П | ||||||||||||||
Теннис на- | |||||||||||||||
стольный | |||||||||||||||
Тяжелая | |||||||||||||||
атлетика | П | ||||||||||||||
Фехтование | |||||||||||||||
Фигурное | |||||||||||||||
катание | II | ||||||||||||||
Футбол | П | и | |||||||||||||
Хоккей с | |||||||||||||||
шайбой | и | ||||||||||||||
Шахматы. | |||||||||||||||
шашки |
Примечание. Возраст занимающихся является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается в отдельных случаях превышение установленного позраста не более чем на два года.
на обучении более сложным упражнениям в старшем возрасте. Освоение спортивной техники происходит, как правило, в облегченных условиях, с широким применением подготовительных и подводящих упражнений. Например, в легкоатлетических видах используются облегченные снаряды, низкие барьеры и т. п. Большое внимание уделяется устранению появляющихся ошибок.
При развитии физических способностей целесообразно использовать подвижные и спортивные игры по упрошенным правилам. Они должны занимать около 50% всего тренировочного времени. Применяются также различные эстафеты, бег на короткие дистанции, прыжки, акробатические упражнения, упражнения с отягощениями, вес которых не превышает трети собственного веса ребенка, и т. д. Основньш .методом развития физических способностей является метод повторных воздействий, который применяется с учетом физического развития, подготовленности и пола занимающихся.
Введение э занятия тактических комбинаций и приемов позволяет спортсменам научиться ре ал изо выв ать свою техническую и тактическую подготовленность в соревнованиях. Психическая подготовка направлена в основном на воспитание морально-волевых качеств подростков; правдивости, искренности, трудолюбия н т. п. Тренеры часто используют приемы внушения, опираясь на свое авторитетное влияние на детей.
По истечении трех лет занятий в группах начальной подготовки проводится отбор для продолжения занятий в учебно-тренировочных группах ДЮСШ. Отбирают тех, кто выполнил нормативные требования по общей физической и специальной подготовке. Не прошедшие по конкурсу могут пробовать свои силы в других видах спорта, где сроки приема в группы начальной подготовки соответствуют их возрасту. Специфическая задача занятий в учебно-тренировочных группах—выбор узкой спортивной специализации с учетом индивидуальных возможностей (например, выбор конкретного вида плавания). Объем тренировочных занятий в группах колеблется от 12 ч на 1-м году обучения и до 20 ч на 4—5-м голу пребывания в группах.
Техническая подготовка направлена на изучение техники движений в избранной узкой спортивной специализации на основе дальнейшего формирования широкого спектра двигательных умений и навыков с помощью подготовительных и подводящих упражнений. В сложнокоордшшровэнных видах спорта освоение спортивной техники является первоочередной задачей, поэтому ее решению отводится значительно больше времени в учебно-тренировочном процессе, чей в других видах.
Общая физическая подготовка занимает большую часть времени: от 70% (а слож!юкоординнрованных видах спорта) и до 90% (в остальных видах). Она реализуется с помощью упражнений комплекса ГТО, подготовительных и подводящих упражнений, подвижных и спортивных игр и пр. Средствами тренировочного процесса могут быть также смежные виды спорта, например, для конькобежцев — езда на велосипеде, гребля, бег. Большое внимание продолжает уделяться развитию физических способностей, специфичных виду спорта. Например, в спортивной гимнастике и акробатике, фигурном катании первостепенное внимание уделяется развитию координационных способностей, затем— силе, гибкости, выносливости, быстроте; в плавании — развитию выносливости, гибкости, силы, быстроты, координации.