Как проверять орфограммы
орфограмма слабой орфограммы сильной
позиции позиции
По сильной По По По словарю
позиции словарю правилу
Составление таблицы №30. Орфограммы сильных позиций
Орфограммы сильных позиций | Правило | Примеры |
1. жи – ши | жи – ши | |
2. ча – ща, чу – щу | ча – ща, чу – щу | |
3. шипящий + о, ё | ? | |
4.шипящий + ь | в конце слова - -ь ж. р., др. слова - ? | |
5. ъ и ь знаки для обозначения звука [й'] | Ъ – корень начинается с е, ё, ю, я ь – остальные случаи | |
6. [цы]. …[цы]… | - цы - ? |
Класс
В 3 классе работа с тетрадью справочником продолжается параллельно с рабочей тетрадью «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой М.: Вита-Пресс, 2005. – 96 с.
В 3 классе достраивается понятие фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для различия значимых частей и слов.
Ученикам поможет таблица как построить фонемную запись, которую рекомендуют авторы учебника Русский язык 3 кл. Е.В. Восторгова, Л.В. Чеботкова, которая заносится в справочник.
Как построить фонемную запись?
Производимые операции | Фиксация результата операции на письме (или через проговаривание) | |||
1. Произнеси слово | ||||
2. Составь звуковую запись этого слова | [м а л а д' б а] | |||
3. Определи, какие звуки находятся в сильной позиции | [м а л а д' б а] | |||
4. Обозначь в фонемной записи известные фонемы буквами, неизвестные – точками | <м . л . . б а> | |||
5. Определи, из каких значимых частей состоит слово | [м а л а д' б а] | |||
6. Приведи звук, находящийся в слабой позиции, к сильной позиции путем подбора слова с той же частью | [м о л а т о] [м а л о т' и т] | |||
7. Обозначь в фонемной записи на месте пропусков найденные фонемы | <м о л о т' б а> |
Именно фонема способствует различению одинаково звучащих разных фонем. Уточняется представление о сильных и слабых позициях фонемы (см. Р. О. с. 13)
В справочниках ученики записывают такие схемы №32.
Фонемы < з > < с >
< 3 > = [ 3 // с' // 3]
≠
< с > = [ с // с // с' // 3]
Фонема
здесь сделал сзади
дрозд воск
поезд крест
(поезда) (кресты)
Рекомендую этот материал посмотреть в Р. О. с 16-17, Р. О. с 23.
Работая с фонемами < Д > и < Т >, < З > и < С > выходим на орфограмму слабой позиции непроизносимые согласные. как их проверить записываем в справочник. Таблица №33.
Непроизносимые согласные
-проверяем по сильной позиции
- по орфографическому словарю
Начинается работа над темой: «Зачем словам нужны окончания?» Уместно вспомнить:
Таблица 34Окончания - омонимы
на траве – на дворе
≠ = ≠
трава двора
|
|
|
| |||
|
|
≠ ≠ =
|
|
Изменение слова по падежам называется склонением. Дети записывают название падежей в справочник, чтобы лучше запомнили. Это можно сделать дома.