Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ
Т.Е. Карпович
ПЕДАГОГИКА
В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ
Учебные материалы для самостоятельной работы студентов 2 курса
(1 поток ф-та английского языка)
Минск 2006
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы только самих себя. Все мы – участники этой всех нас бессознательно охватывающей деятельности образования… Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность… Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания, т.е. этого всем нам бессознательно уже известного процесса.
С. И. Гессен
Ключевая проблема: | Каково место и роль педагогики в системе наук о человеке? |
Ведущая идея: | Педагогика изучает процесс воспитания на основе исследования его противоречий, закономерностей, отношений с целью обеспечения его эффективности путем выработки и систематизации знаний о его содержании, организации и практическом осуществлении. |
Основные понятия: | педагогика, объект, предмет, категория, воспитание, образование, обучение, развитие, формирование, функция, метод, эмпирический, теоретический. |
После изучения этой темы необходимо:
· знать и уметь обосновать объект и предмет педагогики как науки;
· знать и уметь оперировать ее основными категориями;
· иметь представление о функциях и задачах педагогической науки, ее междисциплинарных связях;
· знать структуру современного педагогического знания;
· знать и уметь использовать на практике основные методы проведения педагогических исследований
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Педагогика (от греч. paidos ‘дитя’, ago ‘вести’) — наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, воспитания, обучения.
Понятийная система(категориальный аппарат) педагогики включает:
- философские категории(человек, познание, смысл, культура и др.)
- общенаучные категории (система, структура, элемент, функция, критерий, развитие, формирование и др.)
- собственно педагогические категории (воспитание, образование, обучение)
Воспитание(в широком смысле) — функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудового опыта, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) — специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога. | Образование —процесс и результат передачи и присвоения знаний, умений и навыков, в ходе которого формируется личность. Образование человека различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и содержанию (общее и специальное, профессиональное: напр., техническое, гуманитарное, педагогическое). | Воспитание и образованиеосуществляется черезобучение — специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения. |
Педагогическое значение наиболее часто употребляемых общенаучных категорий:
Развитие —процесс количественных и качественных изменений в человеке под воздействием внешних и внутренних факторов. | Формирование(приобретение формы) —становление человека, его внешние и внутренние изменения в ходе взаимодействия с реальной действительностью, в том числе в процессе его воспитания, образования и обучения. |
Функции педагогики | Задачи педагогики |
описательная | изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения |
объяснительная | выявление закономерностей, принципов, правил обучения и воспитания |
прогностическая | предвидение (прогнозирование) дальнейшего развития педагогической теории и практики |
преобразовательная (прикладная, практическая) | разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания, моделей школы |
оценочная | экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику |
Система педагогических наук
Эмпирические Теоретические Математические
наблюдение, анкета, анализ, синтез, регистрация,
беседа, интервью, обобщение, шкалирование,
социометрия, эксперимент, сравнение, ранжирование
изучение продуктов классификация, деятельности, метод моделирование
независимых характеристик,
метод экспертных оценок
ЛИТЕРАТУРА
Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 8–13.
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. С. 7–27.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. С. 6–56.
Подласый И. П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 9–70.
Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика. Мн.: ТетраСистемс, 2002. С. 7–29, 59–74.
Пуйман С. А. Педагогика: Основные положения курса. Мн.: ТетраСистемс, 2001. С. 6–16.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000. С.72–110.
Степаненков Н. К. Педагогика. Мн., 2002. С. 8–24.
Харламов И. Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С. 10–47.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что изучает наука педагогика и кому и для чего нужны эти знания?
2. Каковы основные категории педагогической науки? В чем вы видите их основное сходство и различие?
3. Каких известных педагогов вы могли бы назвать?
4. Почему в настоящее время говорят о системе педагогических наук?
5. Кому нужна достоверная педагогическая информация и как ее можно получить?