Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ

Т.Е. Карпович

ПЕДАГОГИКА

В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ

Учебные материалы для самостоятельной работы студентов 2 курса

(1 поток ф-та английского языка)

Минск 2006

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Все мы воспитываем или образовываем кого-нибудь, в крайнем случае хотя бы только самих себя. Все мы – участники этой всех нас бессознательно охватывающей деятельности образования… Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность… Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания, т.е. этого всем нам бессознательно уже известного процесса.

С. И. Гессен

Ключевая проблема: Каково место и роль педагогики в системе наук о человеке?
Ведущая идея: Педагогика изучает процесс воспитания на основе исследования его противоречий, закономерностей, отношений с целью обеспечения его эффективности путем выработки и систематизации знаний о его содержании, организации и практическом осуществлении.
Основные понятия: педагогика, объект, предмет, категория, воспитание, образование, обучение, развитие, формирование, функция, метод, эмпирический, теоретический.

После изучения этой темы необходимо:

· знать и уметь обосновать объект и предмет педагогики как науки;

· знать и уметь оперировать ее основными категориями;

· иметь представление о функциях и задачах педагогической науки, ее междисциплинарных связях;

· знать структуру современного педагогического знания;

· знать и уметь использовать на практике основные методы проведения педагогических исследований

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Педагогика (от греч. paidos ‘дитя’, ago ‘вести’) — наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, воспитания, обучения.

 
  Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru

Понятийная система(категориальный аппарат) педагогики включает:

- философские категории(человек, познание, смысл, культура и др.)

- общенаучные категории (система, структура, элемент, функция, критерий, развитие, формирование и др.)

- собственно педагогические категории (воспитание, образование, обучение)

Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru

Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru


Воспитание(в широком смысле) — функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудового опыта, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) — специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога. Образование —процесс и результат передачи и присвоения знаний, умений и навыков, в ходе которого формируется личность. Образование человека различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и содержанию (общее и специальное, профессиональное: напр., техническое, гуманитарное, педагогическое). Воспитание и образованиеосуществляется черезобучение — специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения.

Педагогическое значение наиболее часто употребляемых общенаучных категорий:

Развитие —процесс количественных и качественных изменений в человеке под воздействием внешних и внутренних факторов. Формирование(приобретение формы) —становление человека, его внешние и внутренние изменения в ходе взаимодействия с реальной действительностью, в том числе в процессе его воспитания, образования и обучения.
Функции педагогики Задачи педагогики
описательная изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения
объяснительная выявление закономерностей, принципов, правил обучения и воспитания
прогностическая предвидение (прогнозирование) дальнейшего развития педагогической теории и практики
преобразовательная (прикладная, практическая) разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания, моделей школы
оценочная экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику

Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru

     
    Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
 
  Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru

Система педагогических наук

                   
  Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
 
    Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
 
    Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
      Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
      Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
 
 

Эмпирические Теоретические Математические

           
  Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
    Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru   Система педагогических наук. В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, КОММЕНТАРИЯХ - student2.ru
 

наблюдение, анкета, анализ, синтез, регистрация,

беседа, интервью, обобщение, шкалирование,

социометрия, эксперимент, сравнение, ранжирование

изучение продуктов классификация, деятельности, метод моделирование

независимых характеристик,

метод экспертных оценок

ЛИТЕРАТУРА

Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 8–13.

Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. С. 7–27.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. С. 6–56.

Подласый И. П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 9–70.

Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика. Мн.: ТетраСистемс, 2002. С. 7–29, 59–74.

Пуйман С. А. Педагогика: Основные положения курса. Мн.: ТетраСистемс, 2001. С. 6–16.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000. С.72–110.

Степаненков Н. К. Педагогика. Мн., 2002. С. 8–24.

Харламов И. Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С. 10–47.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что изучает наука педагогика и кому и для чего нужны эти знания?

2. Каковы основные категории педагогической науки? В чем вы видите их основное сходство и различие?

3. Каких известных педагогов вы могли бы назвать?

4. Почему в настоящее время говорят о системе педагогических наук?

5. Кому нужна достоверная педагогическая информация и как ее можно получить?

Наши рекомендации