Дайте определение настойчивости и упрямству, их соотношение. Приведите примеры упрямства и настойчивости из литературы и жизни
Что такое настойчивость?
Это умение непрерывно следовать принятому ранее решению. Перед действием делается выбор - чему следовать. После принятия решения человек может следовать ему или нет. Если нет - человека называют безвольным, ненастойчивым. Если человек все же последовал принятому решению, однако попытка была неудачной, после нескольких неудач может пропасть желание продолжать следовать принятому решению. Тогда речь идёт о недостаточной настойчивости. Настоящая настойчивость - когда несмотря ни на какие преграды человек упорно продолжает бить в одну точку, пока не достигнет желаемого. Настойчивость - один из краеугольных камней высокой эффективности.
Близкое понятие к настойчивости - упрямство. Это когда нет речи о предшествующем осознанном выборе - упрямство подразумевает слепую поддержку случайного решения, либо решения, принятого кем-то другим. Между прочим, упрямым может быть и осёл. Стать на одном месте и махать мордой из стороны в сторону: не пойду и все тут. Полезно ли быть упрямым? Нет, очень даже не полезно. Конечно, никто не запрещает, но будучи упрямым сложно постоянно достигать согласия с самим собой и окружающим миром.
Люди часто путают упрямство с целеустремлённостью и силой воли, так как со стороны все выглядит одинаково. Тогда целеустремлённость, амбициозность - полезное качество - воспринимается негативно. Прёт человек в одном направлении - ну и упрямый же он. Я ему говорю одно, а он гнёт свою линию. Что это – упрямство или настойчивость? Об этом знает только один человек на земле - тот, кто является либо упрямым либо настойчивым. Только вы знаете, почему вы действуете так или иначе. Что нас заставляет поступать именно так, как мы поступаем: осознанный выбор или случайно принятое решение? Здесь речь идёт о проактивном или реактивном поступке.
Быть настойчивым очень полезно, и даже необходимо для того, чтобы преуспеть в жизни. Высокая цель, лежащая на пути собственного предназначения, один из самых важных критериев для достижения успеха. Однако цель может остаться только целью без достаточной настойчивости. Для достижения успеха - необходимо регулярно возвращаться к цели, представлять результат во всех деталях, определять самый первый шаг, который необходимо и можно сделать прямо сейчас, и настойчиво делать его!
Пример настойчивости – стремление сотрудника фирмы к карьерному росту через упорный труд, соблюдение трудовой дисциплины и т.д.
Пример упрямство – нежелание ребенка есть кашу так как ему скучно
Вопрос 35
Что такое смысловой барьер.
Совпадает ли он с понятием коммуникативный барьер?
Смысловой барьер - непонимание, возникающее при общении - , обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Смысловой барьер - взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т. д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия. Наиболее выражение смысловой барьер проявляется во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов.
Например, учитель ставит плохую оценку, не учитывая меру усилий, потраченных учеником на выполнение работы. Этим он хочет побудить ученика лучше учиться. Ученик же воспринимает оценку как несправедливую, т. к. для него главный смысл заключается в том, что он старался. В этом случае оценка теряет свою побудительную силу. В результате возникновения смысловой барьер затрудняется процесс воспитания.
Коммуникативный барьер - барьер общения. Т.е. понятие смысловой барьер частное (т.е. подчиненное) по отношению к коммуникативному барьеру.
Вопрос 42
В чем заключается сущность проблемного обучения?
Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение.
Особенности методики
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением?
Главным отличием двух видов обучения следует считать:
1. Целеполагание
Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием обнов наук, привития им соответствующих знаний и навыков. Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.
2. Принцип организации педагогического процесса.
В основе организации объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки учащимся. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанной на закономерности проблемности усвоения знаний), то есть открытия или выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отображения действительности».
Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. В частности, при объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых теорем, правил, законов и так далее. Здесь доминирует информационное изложение учебного материала учителем и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций.
Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивает новое знание путем запоминания, а новые действия – путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением много численных упражнений, обычно также не требующих творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в навой ситуации (изобретает, конструирует и др.).
При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.