Технологии модульного и модульно-рейтингового обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся совершенно самостоятельно (или при поддержке преподавателя) добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством обучения служат так называемые учебные модули.
Можно выделить четыре сущностные характеристики модульной технологии обучения, заметно отличающие ее от других технологий:
1) содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что последняя определяет не только объем, но и уровень усвоения материала;
2) общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модуль;
3) обучающийся работает в основном самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях, навыках и умениях;
4) наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать ему дозированную помощь.
Модульная программа учебной дисциплины состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и совокупности модулей М1, М2… Мn, обеспечивающих достижение этой цели.
Комплексная дидактическая цель должна определить уровень усвоения учебного материала, его использование в практике, а также в последующих учебных дисциплинах. Для составления модульной программы преподаватель выделяет основные научные идеи данной дисциплины. Далее из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), каждой из которых соответствует свой учебный модуль М1, М2… Мn. Поскольку в эти модули входят крупные блоки учебного материала, то интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), каждой из которых соответствует свой учебный элемент УЭ1, УЭ2… УЭк.
Таким образом, строится «дерево» целей: его вершина – это КДЦ для построения модульной программы, средний слой – ИДЦ для построения модулей, нижний слой – ЧДЦ для построения учебных элементов. Управление процессом обучения происходит благодаря организации контроля, анализу и необходимой коррекции. Перед вводом каждого нового модуля проводится входной контроль знаний и умений обучающихся, выясняется уровень их готовности к усвоению данного модуля. В ходе работы с каждым учебным элементом осуществляется текущий и промежуточный контроль в сочетании с самоконтролем обучающегося. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, для того чтобы установить уровень усвоения материала и необходимость его доработки (коррекции).
Структура модуля содержит перечень всех входящих в него учебных элементов, по каждому из которых даются сведения (ссылка на доступный источник), указания с корректными заданиями и рекомендации по изучению содержания. Каждому учебному элементу предшествует формулировка цели его изучения, а в конце содержательной части модуля предлагаются обобщение (резюме) и контрольное задание.
Модульное обучение в определенной степени интегрирует в себе прогрессивный опыт, накопленный в педагогической теории и практике. В частности, из программированного обучения заимствована идея активизации учебно-познавательной деятельности за счет жесткой логики подачи дозированного материала и четкой системой самоконтроля. Системный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления процессом познания за счет индивидуального выбора темпа освоения материала.
Следующим этапом в развитии модульной технологии является создание модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТО). Рейтинг– это число, выражающее в балльной системе исчисления оценку знаний, навыков и умений обучающегося ив целом его достижений в образовательном процессе.
Модульно-рейтинговая технология обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и побуждает их к повседневной напряженной работе над учебным материалом. Данная технология базируется на двух основополагающих принципах:
•на принципепоэтапного (модульного) изучения учебных дисциплин, при котором каждая дисциплина разбивается на несколько модулей – тематически завершенных разделов (частей). Изучение модуля заканчивается контролем качества усвоения учебного материала и выставлением обучающемуся балла с учетом текущих оценок;
•на принципепоэтапного накопления баллов за изучение каждого модуля и формирования итоговой оценки за изученную дисциплину в виде суммы – рейтинга. При этом итоговый рейтинг по учебной дисциплине может быть увеличен за счет добавления поощрительных баллов, начисляемых за активную работу над учебным материалом, научной работе, конкурсе на лучшую научную работу и т. п., или уменьшен за счет вычитания штрафных баллов, начисляемых за несвоевременную и некачественную отчетность по модулям, а также за другие нарушения дисциплины образовательного процесса.
Отличительные особенности МРТО от традиционных технологий обучения требуют для ее успешного применения разработки соответствующего программного и методического обеспечения.
Программное обеспечение заключается, во-первых, в совершенствовании содержания учебного материала, определяющего поиск ответа на вопрос, какими знаниями и в каком объеме необходимо вооружать обучающихся, и, во-вторых, в структурировании содержания дисциплины с последующим делением ее на последовательно изучаемые модули.
Методическое обеспечение включает решение следующих задач:
•определение порядка начисления рейтинг-баллов, установление относительного «веса» дисциплины и модулей, оптимального соотношения между значимостью оценок текущего контроля успеваемости и оценок промежуточной аттестации обучающихся (экзамены и зачеты);
•определение содержания модулей и разработка методики проведения контрольных мероприятий;
•определение тем и видов контрольных домашних работ, соответствующих конкретному модулю;
•разработка контрольных заданий, имеющих большую вариантность и учитывающих различный уровень знаний обучающихся;
•разработка вопросов и познавательных задач для коллоквиумов и консультаций-собеседований;
•разработка и издание учебно-методической литературы для самостоятельной работы обучающихся;
•создание системы мер, стимулирующих развитие творческих способностей обучающихся.
Исходные данные для расчета рейтинга являются:
•перечень изучаемых дисциплин, определяемый учебным планом, и весовые коэффициенты каждой из них;
•перечень и количество форм контроля знаний по каждой дисциплине, а также соответствующие весовые коэффициенты каждой формы контроля;
•график проведения контролей знаний в течение семестра;
•результаты контроля знаний в виде совокупности оценок по соответствующей шкале по каждому завершенному модулю.
Результаты модульных контролей фиксируются в рейтинг-листах. Данные из рейтинг - листов представляются для формирования общевузовской базы результатов МРТО.
Интегральная оценка учебной деятельности обучающегося в виде его рейтинга отражает:
•напряженность и результативность работы над учебным материалом в течение семестра, учебного года и всего периода обучения;
•степень достижения цели обучения;
•место каждого обучающегося в учебной группе, на факультете, вузе за семестр, период и год обучения.