Понятие содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования
Под понятием содержание образованияподразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает человек в ходе процесса обучения.
Стержневой социальной функцией обучения является развитие личности, отвечающей потребностям общества. Обучение строится на базе отношений, выработанных человечеством в ходе исторического развития
Содержание образования основано на общественном опыте человечества, который включает в себя опыт физического, эстетического, трудового, научного и нравственного развития общества и удовлетворяет потребностям общества.
Потребности социума являются определяющим фактором при характеристике содержания образования. Знания, умения и навыки (ЗУН) – это система практических, нравственных и мировоззренческих идей, накопленных поколениями и специально отобранных в соответствии с целями развития общества.
1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.
2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания.
3.Навык – составной компонент умения, доведенный до совершенства.
4. Отношение – способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта поколений.
5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения.
Возможно выделить несколько законов, в соответствии с которыми должно строиться содержание образования.
1. На любой стадии обучения оно должно следовать одной цели – формирование всесторонне, гармонично развитой, конкурентоспособной личности. Для достижения этой задачи важно обеспечить умственное развитие, эстетическое, нравственное, физическое воспитание, трудовую подготовку.
2. Важнейшим критерием построения содержания образования является научная база обучения. Обучение должно включать в себя строго научные утверждения, соответствующие современному состоянию науки.
3. Содержание учебного материала по предмету не должно противоречить положениям официальной науки, должно строиться в соответствии с логикой официальной науки. Учебный материал необходимо связывать с другими учебными предметами.
4. Теоретические знания не должны быть получены в отрыве от практических занятий. Связь теории и практики – необходимое условие нормального обучения.
5. Содержание образования должно строиться в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка.
6. Содержание образования должно нести в себе профориентационную направленность, содержать элементы технического и трудового обучения.
Содержание современного образования направлено на всестороннее развитие ученика в соответствии с его интересами и потребностями и новейшими достижениями современной науки и техники. Это позволяет формировать конкурентоспособную личность на базе школы.
Содержание образования отражено в учебных программах, учебных планах, учебно-методических комплектах и учебных пособиях.
Все содержание образования должно быть направлено на достижение главной образовательной цели – формирование гражданина, патриота, труженика, семьянина, творческой личности, способной к самореализации в обществе.
· Содержание образования должно соответствовать современному состоянию науки.
· Содержание образования по конкретному предмету должно отвечать логике и системе определенной науки и строиться с учетом межпредметных связей.
Содержание образования отражается в целом ряде документов: в образовательных стандартах, учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.
Образовательный стандарт – норма, образец, мерило оценки деятельности. В образовательных стандартах отражен минимум знаний, умений, способов деятельности, которым должен овладеть человек за определенный промежуток обучения (начальное, среднее, высшее образование).
Учебный план – государственный документ, который представляет собой перечень учебных дисциплин для данного учебного заведения, количество времени, отводимого на их изучение (за весь период обучения, за год, в неделю), сроки изучения (в каком классе, на каком курсе) и формы отчетности (экзамен, зачет и т.п.). Учебный план позволяет корректировать учебную нагрузку для студента, контролировать учебное время, показывает уровень сложности изучаемых дисциплин.
Учебная программа представляет собой описание учебного материала определенного предмета по разделам. В учебной программе присутствуют: пояснительная записка (в ней указываются цель курса, требования к компетентности педагога и ученика), тематическое описание учебной дисциплины с указанием времени, отводимого на изучение каждой темы (раздела), список необходимого оборудования и учебной литературы (основной и дополнительной). Учебные программы строятся по концентрическому или линейному принципу. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходится на последующей ступени обучения. Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.
К учебной литературе относят учебники, учебные пособия, атласы, карты. К каждому из них предъявляются специальные санитарно-гигиенические (размер, вес, шрифт, цвет и т.д.), научно-методические (факты и способы и представления) , эстетические (оформление, качество бумаги, печати и т.д.) требования.