План:
1.Методика обучения чтению учащихся с тяжелыми нарушениями речи
в основной период обучения грамоте.
2.Методика обучения письму младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Вопросы для самопроверки:
1. Ступени формирования навыка чтения.
2. Операции письма.
3. Основные положения фонетики.
4. Основные положения графики.
5. Обучение грамоте детей с ТНР: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
6. Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения. Дидактическая цель. Задачи добукварного периода.
7. Структура урока подготовки к обучению грамоте добукварного периода.
8. Урок обучения грамоте учащихся с ТНР. Основной период.
9. Требования к письму учащихся с ТНР. Стадии усвоения навыка письма.
Психолого-педагогические основы методов обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы | |
Техническая сторона – соотнесение зрительного образа слова с его произношением | |
Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы | |
Овладение начальными навыками чтения | |
Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями | § Добукварный и букварный период; § единица чтения – буква; § способ чтения слога – аналитический; § темп чтения – очень медленный; § понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова; § почти не используется смысловая догадка |
Ступень слогового чтения | § единица чтения – слог; § способ чтения слога – аналитический, аналитико-синтетический; § темп чтения – возрастает; § понимание читаемого еще отстает во времени от зрительного восприятия слова, следует за ним; § имеет место смысловая догадка |
Ступень синтетического чтения | § единица чтения – слово, группы слов (синтагма); § способ чтения слога – синтетический; § темп чтения – быстрый; § главная задача чтения – осмысление прочитанного; § смысловая догадка определяется логикой рассказа |
Анализ звукового состава слова: - определение последовательности звуков в слове;
- уточнение звуков, т.е. превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы;
- контроль со стороны речедвигательного анализатора (артикуляции)
| |
«Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи: графемы переводятся в кинемы | |
Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов | |
Письмо - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой, моторный анализаторы | |
Звуки кодируются на письме буквами | |
Фонема в речевом потоке реализуется в звуках речи - аллофонах | |
Согласные звуки (37 звуков) | |
Фонема – единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками - аллофонами | |
Сильные фонемы (в сильной позиции обладает максимальной различительной способностью) | |
Слабые фонемы (в слабой позиции обладает меньшей различительной способностью) | |
Русское письмо является звуковым | |
Основные положения фонетики | |
Основные положения графики | |
Лингвистические законы языка | |
1. Формировать следующие умения: - анализировать предложение на слова; - определять слоговую структуру слова; - правильно артикулировать звуки; - правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии; - дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно; - различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие; - характеризовать звуки по их основным признакам; - осуществлять звуковой анализ слов; - сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; - различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; - овладевать слитным послоговым чтением; - синтезировать слоги в слова, слова в предложения; - правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты; - каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов. | |
1. Коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д. 2. Коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции 3. Коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук) | |
1. Прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п. 2. Воспитывать интерес к изучению родного языка | |
Роль добукварного периода в подготовке к обучению грамоте детей с ТНР