Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления
1. Заведующий дошкольным учреждением: должностные обязанности, квалификационные требования. Должностные обязанности и квалификационные требования к заведующему дошкольным учреждением изложены в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования.
Должностные обязанности заведующего. Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его Уставом и законодательством Республики Беларусь. Обеспечивает системную образовательно-воспитательную и административно-хозяйственную работу учреждения, принимает решения о программном планировании его работы с учетом социальных ожиданий родителей. Решает учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы. Планирует, координирует и контролирует работу коллектива. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку кадров. Определяет штатное расписание, должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, обеспечивает и поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Координирует и организует методическую работу в дошкольном учреждении, инициирует использование традиционных, новаторских методик и технологий при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Комплектует дошкольное учреждение детьми, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные и др.); принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей. Несет персональную ответственность за организацию работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей. Обеспечивает эффективное взаимодействие с семьей, социально-психологическими службами и преемственность в работе со школой. Несет ответственность за реализацию образовательных задач, за качество образования воспитанников. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников; учет, сохранность, развитие материально-технической базы, соблюдение санитарных, гигиенических правил содержания учреждения, охрану труда, учет и хранение документации. Постоянно совершенствует профессиональный уровень и педагогическое мастерство.
Должен знать: законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые и программно-методические документы по дошкольному образованию, педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию личности; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; основы права, социологии, организацию финансовой и хозяйственной деятельности учреждения; основы административного, трудового и хозяйственного законодательства; правила и нормы охраны труда.
Квалификационные требования.
Высшее педагогическое образование и стаж практической работы по специальности не менее 5 лет.
Заведующий дошкольным учреждением с количеством групп до 3 – 14 разряд, от 4 до 5 – 15 разряд, от 6 до 7 – 16 разряд, от 8 до 11 – 17 разряд, 12 и более – 18 разряд.
2. Стили управления заведующего дошкольным учреждением. Эффективное управление дошкольным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. В науке управления существует несколько концепций стиля руководства.
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Тем самым принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Поэтому в нем выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также коллегами и вышестоящими руководителями.
Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами ценится столь высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя – это динамический» и что «умение руководить – это умение менять стиль руководства».
Стиль управления – это почерк руководителя, и выражается он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Не случайно современная управленческая наука много внимания уделяет совершенствованию именно стиля руководства. Еще в 40-е годы К. Левиным была предложена широко известная в наше время классификация стилей управления: авторитарный, демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский). В этой классификации стили руководства различаются по тому, как руководитель включает подчиненных в процесс принятия решений.
Руководитель с авторитарным стилем всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывает им свою волю и не давая возможности проявить инициативу. Для него идеальны только такие отношения с подчиненными, при которых они безоговорочно принимают к исполнению все его решения. Как правило, у представителей этого стиля преобладают административные методы: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот. Он признает только два способа стимулирования подчиненных – материальное поощрение и административное наказание. К жестокому авторитарному стилю склонны прибегать руководители, не имеющие достаточной квалификации и не знающие лучших методов воздействия на подчиненных, а также руководители с гипертрофированным мнением о собственных достоинствах и нуждающиеся в беспрекословном повиновении подчиненных, чтобы ощутить свою значимость. Однако в практике работы отдельные авторитарные методы дают наибольший положительный результат в том случае, если существует дефицит времени или возникла экстремальная ситуация и надо четко и быстро выполнить определенные действия для получения необходимого результата.
Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим:
Ø четко планирует предстоящую деятельность, требует неукоснительно того же от подчиненных. Любит планировать все до мелочей письменно. Часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги;
Ø проявляя сам разумную инициативу, в то же время пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым;
Ø склонен иметь трудности в общении с людьми. Очень часто сам бывает инициатором конфликтов ситуации.
Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает навязывать свою волю подчиненным административными методами, прибегая к групповой дискуссии и стимулируя их активность при принятии решений.
Однако необходимо помнить, что групповые механизмы принятия решений могут вести к коллективной безответственности. Быть демократичным руководителем чрезвычайно трудно. Чтобы успешно применять в конкретной ситуации к конкретному человеку верный метод воздействия, руководитель должен иметь глубокие знания по психологии и управлению. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, способностью гибкого поведения.
Содержательная сторона демократического стиля характеризуется следующим:
Ø всегда имеет четкий перспективный план как своих действий, так и действий подчиненных, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
Ø способен критически осмысливать как свои действия, так и действия подчиненных, не пресекает критику, способен к самокритике;
Ø никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций. Умеет «погасить» зарождающийся конфликт;
Ø пользуется истинным неформальным авторитетом.
Эффективность демократического стиля управления зависит от коммуникативной компетентности руководителя, от временных ресурсов для разрешения проблемы, от сочетаний знаний и опыта.
Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую функцию. Занимаясь внешними связями, он считает, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на свой коллектив. Он готов принять решение, предложенное коллективом, даже если оно не совпадает с его собственным. Либеральный руководитель стремится наладить со своими подчиненными хорошие творческие отношения. Недостаток либерального стиля – в очень близкой дистанции со своими подчиненными, и это является ограничением для использования других методов руководства. Подобный стиль часто называют попустительским, так как методы, применяемые руководителем, оказываются неэффективными при решении ряда задач. Часто при либеральном стиле руководства коллектив не стремится к развитию, распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой их которых выдвигается свой лидер, стремящийся использовать в своих целях власть, добровольно отданную официальным руководителем.
Содержательная сторона либерального стиля характеризуется следующим:
Ø никогда не имеет четкого плана действий, предпочитает работать «на авось»;
Ø полностью безынициативен на работе, стремится уйти от малейшей ответственности;
Ø легко общается с людьми. Стремится ни с кем не потерять отношения. Не выступает с открытой критикой.
Опыт показывает, что стиль работы во многих отношениях сказывается постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них для решения задач управления. Становление стиля – сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени.
Знания и опыт играют большое значение. Успешность выбора у перечисленных выше стилей руководства обычно определяется тем, в какой степени руководитель учитывает готовность подчиненных к исполнению его решения, традиций коллектива, свои собственные возможности.
В реальной практике руководства проявляется так называемый «смешанный стиль», который характеризуется сочетанием двух каких-либо стилей. Таким образом, имея практически три основных стиля руководства, мы реально наблюдаем довольно большое разнообразие.
Переход к ситуативному управлению дошкольным учреждением по результатам означает грамотное использование всех стилей в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств. Ни один из стилей не может быть признан ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Все зависит от результатов управления.
3. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления. В стиле руководителя проявляются его личные качества. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. И если круг обязанностей руководителя предписывается должностной инструкцией, то этого нельзя утверждать относительно того, как их следует исполнять: стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.
На становление стиля оказывают влияние интеллект, общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способности вести за собой коллектив и вместе с ним учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются – непосредственно или опосредованно – на степени удовлетворенности трудом и мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений.
Следовательно, в стиле работы следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, свойственные данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Основными факторами, определяющими стиль руководства, можно считать:
Ø требования, сформулированные в квалификационной характеристике руководителя;
Ø специфика педагогической системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя;
Ø окружающая среда – формы организации труда, обеспеченность материальными и кадровыми ресурсами и т. п.;
Ø особенности руководимого коллектива – его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традиций и ценностных ориентаций;
Ø теоретическая подготовка в области менеджмента;
Ø наличие психолого-педагогических знаний и опыта в управлении дошкольным учреждением.
Стиль работы – это далеко не личное дело руководителя, поскольку он так или иначе сказывается на всех сторонах деятельности учреждения. Стиль представляет собой социальное явление, ибо, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, он во многом, нередко в решающей степени, предопределяет результаты деятельности системы. Можно привести немало примеров того, как руководитель, обладающий прогрессивным стилем руководства, возглавив отстающий коллектив, постепенно его преобразовывает, пробуждает в нем творческие силы и энергию, позволяющие выйти в конечном итоге в число передовых.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие квалификационные требования предъявляются к заведующему дошкольным учреждением?
2. Выделите, что является главным в классификации стилей управления, предложенной К. Левиным?
3. Перечислите, какие факторы влияют на формирование стиля управления?
Литература: 5, 6, 7, 15 (осн.), 11 (доп.).
Лекция 5