Теоретические основы физического воспитания дошкольников
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье- это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания, что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие. Задачи: Ю.К. Бабанский: 1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышение работоспособности; 2.Формирование двигательных навыков и умений; 3.Развитие основных двигательных качеств; 4.Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене; 5.Воспитание воли, смелости, дисциплины; 6.Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями; 7.Привитие организаторских навыков. По В.И. Логиновой: 1.Охрана и укрепление здоровья; 2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма; 3.Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости. По Г.В. Хухлаевой: 1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений; 2. Группа воспитательных задач: формирование нравственно-физических навыков; формирование потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств. 3. Группа образовательных задач: формирование представлений о своём организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. 4. Задачи физического воспитания дошкольников: Задачи первой группы- оздоровительные : от их успешного решения зависит здоровье и жизнь. Ребёнок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном на сохранение его здоровья. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учёта их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями. Главные условия успешного решения 1 группы задач: знание особенностей функционирования детского организма, профессионально грамотный подход к оборудованию материальной среды. Внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей. Важным фактором здоровья является физическая активность. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Маленькому ребёнку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, всяческое напряжение сил. Для режима дошкольного учреждения обязательны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения. Хорошо, если есть бассейн, если организуется обучение езде на велосипеде, катанию на лыжах, коньках. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых. Задачи 2 гр. – воспитательные, направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Они тесно связаны с задачами 1гр. Средствами реализации этой гр. Задач явл. Деятельность детей, игры, художественные средства(худож.литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня(утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых(физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств. Данная гр. Задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи. Исследователи (Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова, Э.Г. Степаненкова) установили, что физическое развитие благоприятно сказывается на всестороннем воспитании ребёнка. Для формирования личностных качеств используются подвижные игры и упражнения, специальное обучение на занятиях физической культурой. Воспитательные задачи реализуются и при ознакомлении детей со спортсменами: наблюдение з а их тренировкой, рассказ об изв. спортсменах, показ фильмов, рассмотрение фотографий и картин Третью гр. Задач составляют задачи , связанные с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Формой работы в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях ив повседневной жизни. Среди осн. Методов: экспериментирование, упражнения, беседа, рассматривание картин и иллюстраций. В отечественной системе физического воспитания данная гр. Задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным движениям. Акцент делается на воздействия сл стороны воспитателя, а ребёнку отводится роль послушного исполнителя. Среди методов этой гр.: экспериментирование.