Профилактика эмоциональных перегрузок

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остано­вить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а во­все не то, что называется вождением за руку.

А.С. Макаренко

Давно и хорошо известно: чтобы предотвратить болезнь, не­обходимо заниматься ежедневной профилактикой. Профилак­тика — это комплекс упреждающих мер, направленных на пре­дотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия обходятся дешевле и пользы от них больше: они не требуют много времени, не обременительны, а часто даже приятны. Вспомним бывшую когда-то обязательной частью школьного дня физзарядку на свежем воздухе, ежедневные прогулки для младших школьников. Немного времени занима­ли эти мероприятия, немного сил требовали, а пользу прино­сили огромную, прежде всего тем, что были регулярными, обя­зательными и снимали накопившееся эмоциональное

11^

Профилактика эмоциональных перегрузок - student2.ru Профилактика эмоциональных перегрузок - student2.ru напряжение. Теперь, к сожалению, зарядка во многих школах не проводится, а если и проводится, то формально, от прогу­лок и вовсе отказались, а такое испытанное средство разреше­ния многих эмоциональных проблем, как хоровое пение, кану­ло в Лету.

Сегодня школа стоит перед выбором: или мы возрождаем не­хитрые ежедневные профилактические дела, дополнив их новыми возможностями, или будем рассказывать друг другу о нарастаю­щем асоциальном поведении детей, не желая и пальцем пошеве­лить для предотвращения беды.

Ежедневная профилактика эмоциональных перегрузок — важная часть коррекционной работы учителя. Нужно щадить и укреплять нервную систему ребенка, не вызывать ее чрезмерно­го напряжения. Делать это нужно не тогда, когда ребенок уже сорвался в невроз. Спокойный, уравновешенный ребенок не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы со­противляться негативному, способен подумать прежде, чем ста­нет действовать.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка очень тесно, связано с физическим. Не зря говорится: в здоровом теле — здо­ровый дух. Нормальный, физически здоровый ребенок и психи­чески здоров. Сегодня в России около 80% детей имеют отклоне­ния в физическом развитии, заболевания различной степени тяжести. Психическое и эмоциональное здоровье этих школьни­ков также нарушено. Поэтому и способны они на безрассудное поведение. Если нет здоровой физической усталости, приятного чувства мышечного комфорта, то все удары принимает ослаблен­ная нервная система. Выход физической энергии обычно «оття­гивает» излишки нервного напряжения. Природа так устроила: нервные дети всегда самые подвижные, иначе им не выдержать избытка нервной силы. Если ограничивать их природную под­вижность, лишать их возможности много двигаться, то избыточ­ная нервная энергия будет накапливаться. Такова изложенная простыми словами общая зависимость между физической и нерв­ной деятельностью.

Опираясь на это положение, можно сделать вывод: чем больше затрат физической энергии, тем меньше проблем с психическим здоровьем. Больше контролируемых физических нагрузок, боль­ше здоровой мышечной усталости — меньше нервного напряже­ния, меньше отклоняющегося поведения. Доводите ребенка до здоровой мышечной и умственной усталости — и он перестанет даже думать о чем-нибудь другом, кроме восстановления сил для предстоящей работы.


Профилактика эмоциональных перегрузок - student2.ru

Уроки физкультуры

Специальный тренинг

Профилактика эмоциональной напряженности младших школь­ников составляет оздоровительную систему (см. рис. 10), в которую включаются:

Рис. 10

—ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем возду­
хе длительностью не менее 30 мин.;

—ежедневные уроки физкультуры;

—систематический (2—3 раза в неделю) специальный тренинг,
на котором дети обучаются приемам самообладания;

—систематические прогулки на свежем воздухе под руковод­
ством учителя длительностью не менее 1 ч;

—систематический (ежедневный) общественно полезный труд;

—систематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение
всех учеников младшей школы.

Если эта система будет выдержана, то можно ожидать улучше­ния физического и эмоционального здоровья школьников.

В методических руководствах описаны хорошие физкультур­ные комплексы утренней зарядки для детей всех возрастов и медицинских групп. Учитель будет делать зарядку вместе с уче­никами и следить, чтобы она не превратилась в формальное мероприятие, отбывание повинности. Все ученики добросове­стно и в полном объеме выполняют упражнения. После физза-

Профилактика эмоциональных перегрузок - student2.ru рядки детям предоставляется 10-минутный отдых, чтобы успо­коиться и подготовиться к уроку. Были времена, когда за отношение к утренней гимнастике выставлялись оценки, она была делом большой государственной важности. Комплекс физкультурных упражнений утверждался на высоком прави­тельственном уровне.

Учить детей приемам самообладания нужно прежде всего для того, чтобы они оставались здоровыми. Поскольку без стрессов жизнь невозможна, необходимо учить детей перено­сить их с наименьшими потерями. Стресс — это реакция орга­низма на повышенные требования, а также защита от перегру­зок. Со всеми проблемами наша нервная система не справля­ется. Нужно сознательно ей помогать. Управлять своими эмоциями, возобновлять силы и работоспособность научит де­тей педагог, излагая основы аутотренинга. Это психотерапев­тический метод, объединяющий элементы самовнушения и са­мокоррекции.

Накоплен положительный опыт использования аутотренинга в элитарных учебных заведениях РФ. Занятия планируются, яв­ляются обязательными. Уроки аутотренинга вводятся в расписа­ние. Онипроходят 2—3 раза в неделю в специально оборудо­ванном, тихом, слегка затемненном, хорошо проветренном помещении. Воздух увлажняется настоями ароматических трав, запахи которых успокаивают нервную систему. В содержание курса аутотренинга, который начинается с 1 класса и продолжа­ется до девятого, входят беседы на различные темы, антистрес­совые установки, внушения, овладение методиками самовнуше­ния, самоанализа, самокоррекции. Занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

Польза аутотренинга в том, что здесь педагоги не подчиня­ют ребенка своей воле, а наоборот, максимально способству­ют пробуждению и поэтапному укреплению его собственных сил, учат детей сознательно управлять своими возможностя­ми. В школе незаметно формируется дух сотрудничества, взаимопонимания, налаживается хороший моральный климат, повышается качество учебной работы. Ученики обучаются ис­кусству владения собой, которое им пригодится на всю жизнь. Они усваивают приемы оценки ситуаций, умения при­нимать правильные решения, освобождаются от страхов, аг­рессивности и тревожности, неуверенности в своих силах. Пе­дагоги, участвующие в тренинге вместе с детьми, тоже стано­вятся добрее, тактичнее, исчезают раздраженность, головные боли и бессонница.

Конечно, не каждый педагог сразу готов вести сеансы аутотре­нинга. Этому уже начинают обучать в вузах. В странах мира рас­пространяется движение под девизом «Учитель, ты психотера­певт», методика коррекционного аутотренинга постоянно совер­шенствуется. Те затраты, которые несет общество, обустраивая классы эмоциональной коррекции, окупаются с лихвой.

Для определения наиболее важных направлений коррекцион-ной работы учитель может воспользоваться ориентировочной программой.

Программа коррекции эмоциональной напряженности (КЭН)

1. Программа КЭН предназначена для детей 6—11 лет. Сни­
мает усталость, тревогу, эмоциональное напряжение, помогает
сознательно регулировать психические состояния, развивать
эстетические чувства. Длительность сеансов 10—15 мин.

2. Программа КЭН для детей начальной школы состоит из
10 тематических сеансов:

«Путь к себе» — для общего представления о возможно­стях самоусовершенствования;

«Каждый человек неповторим» — для понимания детьми главных качеств и характеристик человека;

«Здоровый сон» — для усвоения комплекса простых психо­
гигиенических навыков, способствующих расслаблению и здо­
ровому сну; *

«Я и другие» ■— для повышения уровня коммуникабельно­сти и усвоения навыков правильного общения;

«Моя сила» — для устранения психоневротических состоя­ний и профилактики утомляемости;

«Совсем не страшно» — для самокоррекциии состояний тревожности;

«Спокойствие — дар богов» — для самокоррекции нервных вспышек, общей гипермобильности;

«Прости обидчика» — для самокоррекции вспышек драчли­вости, снижения конформности, умения выходить из конфликт­ных и напряженных ситуаций;

«Жестокость губит человека» — для снижения агрессивных состояний;

«Работать много, работать легко» — для профилактики ус­талости, повышения работоспособности.

Разумеется, это общие направления, которые в каждой шко­ле «обрастают» конкретными подходами, деталями, возможно­стями.

Один из наиболее сильных методов групповой терапии — хо­ровое пение. С ним по эффективности облагораживающего влия-' ния не может сравниться никакой метод. Зависимость эмоцио­нального здоровья человека от участия в многоголосом хоровом пении обнаружена в древнейшие времена. Все религии, все педа­гогические системы прошлого включали пение в свои программы как важный и необходимый, весьма полезный для сохранения эмоционального здоровья предмет. Участие в общем хоре освобо­ждает энергию, незаметно и очень эффективно снимает напряже­ние, расслабляет человека, делает его добрее. Душа облегчается, исчезают озлобленность и агрессивность. Человек, пропевший в общем хоре несколько хороших песен, не способен на зло. Пес­ни, подчеркнем, должны быть специально подобранными, слад­коголосыми, умиротворяющими. Не похабные частушки и не бьющие по мозгам шлягеры, усиливающие агрессивность, а хоро­шие, давние народные песни, классические произведения.

С древнейших времен хоровое пение — обязательный предмет в хороших школах. Выход энергии, гармонизация чувств, снятие напряженности, совместные переживания, коллективная эмпа-тия, всеобщая любовь и умиротворенность — все в этом нехитром занятии. Почему же мы не используем его возможностей, а если используем, то неверно, неграмотно, формально, превращая уро­ки пения в заранее запланированное, второстепенное и ненужное занятие? Думается, все от неправильного подхода, недомыслия. Если на уроках дети не поют, а занимаются чем-то другим — учат ноты, разбираются в музыкальных жанрах, — это не уроки пения. Они никому не нужны, поскольку не выполняют своего прямого назначения — облегчения чувств. С первой и до последней мину­ты урока пусть дети поют и, когда время вышло, с огорчением по­кидают класс. Пускай поют они пока нестройно, неумело, не зная слов, выбирая примитивные песни; на то и учитель, чтобы посте­пенно все исправлять. «Давайте, дети, петь!» — пусть будут ваши главные слова. Сначала будем петь то, что вам хочется, песни, ко­торые вы знаете, становитесь или садитесь, где кто хочет. Трудно, со скрипом, с большими потугами будут идти первые занятия. И может понадобиться не один год, чтобы снять укоренившееся отрицательное отношение к настоящему хоровому пению. Зато какой превосходный результат должен быть в перспективе! Гово­рят, хоровое пение в тюрьмах исцеляет души даже закоренелых преступников. Никто из участников академических хоров нико­гда не был под следствием и не совершил никакого преступления. Общины баптистов, евангелистов, где много поют хороших пе­сен, самые законопослушные.

144'

Возродить в школах ежедневное хоровое пение будет трудно. Но делать это все же необходимо. Начинать надо с малого, посте­пенно. Учитель снимет с себя заботы по коррекции отклоняюще­гося поведения, если будет петь вместе с детьми.

Песни сочетаются с хороводами, играми, танцами. При пра­вильной организации это эффективная и целебная групповая ме­дитация, удесятеряющая силы.

Прогулки на природе — издавна известный и широко применяе­мый метод комплексного решения многих воспитательных задач, профилактики эмоциональной напряженности. Вспомним, какое значение придавал ему В.А. Сухомлинский. Во время прогулки естественно возникают и разрешаются такие вопросы, для кото­рых в классе требуется создавать специальную атмосферу. Учи­тель вместе с детьми проложит прогулочную тропу, установит на ней необходимые для развития различных физических качеств препятствия, оборудует место для отдыха и задушевных бесед. За­трат минимум, а польза огромная.

Для работы с детьми

Диагностические методики

Название: У кого больше.

Форма, метод: Игра-секретик.

Цель: Выявить лидеров и отверженных в классе. Больше уз­нать о детях, требующих коррекционной поддержки.

Оборудование: Детские рисунки, открытки, конверты. *

Реализация: Учитель постепенно накапливает детские ри­сунки, изготовленные самими детьми, поздравительные от­крытки без подписи, конверты. В один прекрасный день все это богатство он сложит в стопку, будет приглашать по очере­ди детей, собравшихся за дверью класса в коридоре, и гово­рить: «Выбери три рисунка. Можешь положить их в конверты трем любым ребятам на их парты». Те, кто уже выполнил уп­ражнение, из класса не выходят. Тот, кому положили больше всех рисунков, станет лидером.

Вариации: С другими предметами, в различных сочетаниях, для многих целей.

Обработка результатов: Считаются сделанные выборы. Под­тверждаются, дополняются или опровергаются наблюдения

учителя.

Выводы: Учитель принимает решение об отнесении от­дельных учеников в одну из коррекционных подгрупп. На­мечаются направления и методы педагогического воздейст­вия.

Профилактика эмоциональных перегрузок - student2.ru Название: Сколько сил осталось?

Форма, метод: Игра-тест.

Цель. Диагностика утомляемости и работоспособности.

Оборудование: Секундомер.

Реализация: Младшие школьники, как известно, быстро утомляются. А с усталыми детьми никакая работа, в том числе и коррекционная, успешной быть не может. Чтобы уз­нать, сколько сил осталось у детей, и решить, можно ли на­чинать с ними новое дело, учитель проводит измерение ос­татка сил. Определяет он этот показатель по времени груп­повой реакции. Все дети класса вместе с учителем становятся в кружок и берутся за руки. Учитель «запуска­ет» сигнал по кругу — пожимает руку рядом стоящего уче­ника. Тот должен другой рукой передать сигнал товарищу и так по всей цепочке, пока сигнал не вернется к учителю (ученик не сжимает его руку). Секундомер останавливается и засекается время прохождения сигнала. Чем больше уста­ли дети, тем больше времени понадобится, чтобы сигнал обошел весь круг. Метод простой и надежный. Результат за­висит от количества детей, потому ориентировочные данные не приводятся. Учитель протестирует детей в различное время суток, в разные дни и установит время наилучшей работоспособности.

Вариации: От класса к классу, в разное время года, на протяжении месяца, недели и суток реакция будет разной.

Обработка результатов: Прямой отсчет времени групповой реакции по секундомеру. На основе полученных данных учи­тель принимает те или иные решения.

Подытоживая, еще раз подчеркнем, что лучше болезни пре­дупреждать, чем их потом лечить. Необходимо заниматься ежедневной профилактикой эмоциональных перегрузок. Для этого используйте ежедневную интенсивную физическую за­рядку на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.; еже­дневные уроки физкультуры; систематический (2—3 раза в не­делю) специальный тренинг, на котором дети обучаются самообладанию; систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 часа; сис­тематический (ежедневный) общественно полезный труд; сис­тематическое (не менее трех раз в неделю) хоровое пение всех леников младшей школы.

Проверим себя

Что такое депривация?

Какие причины депривации вы могли бы назвать?

Как связана депривация с поведением школьника?

Какие способы помощи детям-деприватам может использовать учитель?

Что такое фрустрация?

Охарактеризуйте особенности поведения, вызванного этим состоянием.

Как помочь школьникам, впавшим в фрустрацию?

Каковы общие методы снижения эмоциональной напряженно­сти детей?

Наши рекомендации