Сущность образования как педагогической категории
Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества. В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Ценность образования заключается в том, что оно является одним из способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три слоя ценностей:
- как ценности государственной;
- общественной;
- личностной.
Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-куль-турным и экономическим потенциалом государства.
Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню и качеству.
В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны принципы равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия.
Образование понимается и описывается как уровень, процесс, деятельность, институт, система. Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является центральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.
Педагогический (образовательный) процесс – это движение от целей образования к его результатам. Любой процесс – это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс направлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в её развитии и саморазвитии (рис. 22).
Рис. 22. Сущность образования
Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:
- один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
- способ социализации личности и преемственности поколений;
- механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;
- процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;
- функция развития региональных систем и национальных традиций;
- социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
- активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Образование понимается не только как процесс, но и как результат этого процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности – это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечеловеческой культуры. А культурным человек становится в процессе образования только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования.
На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-воле-вые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь.
Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является пред-метом многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае.
Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического (образовательного) процесса, поскольку образование как целенаправленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинаковом содержании и уровне образования может быть принципиально различной: гуманистической или технократической, гражданской или политической, демократической или тоталитарной.
Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона – профессионально-деятельностная. Воспитание в широком смысле – это вечная категория общественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отражается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации.
Основной путь получения образования – обучение. Обучение направлено на развитие, прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентируется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организационном отношениях.
Образование – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономи-ческим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (В.А. Сластенин).
Таким образом, рассматривая образование как процесс можно дать следующее определение. Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.