Технология работы социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями
Детское объединение- это реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе с взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.
Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 70% граждан до 18 лет от общего числа участников.
Детские и молодёжные организации и объединения могут создаваться на международном уровне (скауты), на уровне СНГ (СПО-ФДО) - Союз пионерских организаций - Федерация детских объединений, на уровне республики, на территории одного, двух и более регионов страны или действовать в масштабах города, района.
В стране не допускается создание организаций, проповедующих войну, насилие, национальную рознь, насильственное свержение существующего строя, создание вооруженных формирований.
Порядок образования детских и молодежных объединений:
Создаются, если есть не менее 10 подростков (для детских объединений) и юношей и девушек старше 18 лет (для молодёжных объединений). Разрабатывается Устав, созывается учредительное собрание (съезд, конференция), принимается Устав и образуются руководящие органы. РегистрациШ Устава в соответствующих органах дает объединению права юридического лица.
Детская организация- самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией.
Внешкольное объединение- это своеобразная общность детей и взрослых, характеризуется целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора форм деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми.
Основные задачи детских организаций:
1. Развивать индивидуальные способности;
2.Готовить детей к участию в реальных социально-экономических, политических отношениях в обществе;
3.Организация досуга детей.
Детские организации осуществляют свою деятельность на основе программно-вариативного подхода по следующим направлениям:
I.Формирование готовности к участию в социально-экономических отношениях. П. Формирование готовности к участию в политических отношениях. ПТ. Формирование духовных и нравственных ценностей. IV. Социальная защита детей и подростков.
Общественное объединение- некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, науки, экологии.
Формы общественных объединений:
- Общественная организация.
- Общественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где
нет членства).
- Общественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе
добровольных взносов и других законных поступлений и использование их на
общественно полезные цели, надзор осуществляется попечительским советом).
- Общественное учреждение.
- Орган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем).
Технология организации групповой деятельности.
1. Постановка общей цели, для достижения которой дети разбиваются на группы.
Каждая группа предлагает свой вариант.
2. В ходе обсуждения всех проектов выбирается один или создаётся сводный. Выбирается совет дела из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления распределяет обязанности между всеми участниками дела. Дети учатся договариваться.
3. Совет дела осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действия с целью оказания необходимой помощи. Дети приобретают опыт коллективной деятельности.
4. Обсуждение удач и недостатков проведённого дела. Каждая группа анализирует свои действия.
Синектика - своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь шагов:
- первоначальная установка проблемы.
- анализ проблемы и сообщение необходимой информации компетентным лицам.
- выяснение возможностей решения проблемы.
- переформулирование проблемы.
- совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.
- выдвижение образных аналогий.
- подгонка намеченных группой подходов к решению проблемы.
Дискуссия- целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе ради поиска истины.
«Круглыйстол» - беседа, в которой участвует не более пяти человек.
«Форум»- обсуждение, в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.
«Дебаты»- формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников —представителей двух противостоящих групп.
«Судебноезаседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальныеобъединения - явление массовое.
Классификации по двум авторам:
1.По Фрадкину неформальные группы бывают:
- просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
- группы принадлежности и референтные;
- большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие));
- постоянные и случайные;
- с демократическим и авторитарным подчинением;
- разновозрастные и одновозрастные;
- однополые и разнополые и т.д.
2. По А. В. Толстых:
а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов, неагрессивны);
б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения));
в) эколого-этические группы (“зеленые”);
г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);
д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);
е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп.