Практическое занятие 2 (2ч)

Практическое занятие 1 (2ч)

Тема: Основы педагогической деятельности

Основные понятия:педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятия «педагог», «учитель», «воспитатель», «мастерство».

2. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность

3. Многообразие видов педагогической деятельности

4. Гуманистическая направленность педагогической деятельности

5. Какие требования предъявляет общество к личности педагога? Чем обусловлены эти требования? Есть ли ограничения при выборе профессии педагога?

6.Что объединяет и чем отличаются педагогические способности от общих способностей личности?

7. Личность педагога -гуманиста

8. Модель успешной педагогической деятельности:

А) компоненты (проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический);

Б) умения педагогов согласно компонентам деятельности;

В) личностные качества согласно компонентам и умениям.

9. Профессиональные способности:

· конструктивные (проектированность, композиционное построение);

· организаторские (организация деятельности детей, коллег);

· коммуникативные (моделирование отношений);

· дидактические (доступно объяснять, выделять главное...);

· гностические (исследование объекта, процесса и результата деятельности).

10. Понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», критерии педагогического профессионализма.

11. Какие специфические черты педагогической деятельности раскрываются в категории «компетентность»? Из чего складывается педагогическая компетентность? Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя?

Упражнения и задания:

1. Подобрать высказывания педагогов-классиков (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский и др.) о школе, учителях и их деятельности.

2. Сформулировать и записать заповеди учителя-гуманиста.

3. Составить список качеств идеального учителя (20). Провести самооценку данных качеств.

4. Составьте «Книгу жалоб учителя» 10-15 проблем, которые затрудняют профессионально-педагогическую деятельность.

Доклады и сообщения:

1. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского

2. Ш.А.Амонашвили о личности ребенка

3. Педагогическая деятельность как творчество

Конспекты:

1. Педагогика / В.А.Сластенина и др. М., 2004, С.18-23.

2. Приготовить конспекты из книг педагогов-мастеров В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Н.Н.Палтышев, И.П.Волков и других (2-3 на выбор) или мультимедийную презентацию.

Творческая работа

Подготовить выступление-презентацию «Я и моя профессия»

План:

1. Почему я выбрал профессию учителя

2. Как я готовил себя к профессии учителя

3. Что я могу уже сегодня дать детям

4. Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе

5. План профессионального роста

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.педагог.учеб.завед./А.С.Роботова, Т.В. , Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000, - 208с.

Смоляр А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993

б) дополнительная:

Гончарова И.Т., Гончарова И.Ф.Когда учитель властитель дум. – М., 1991 Лентьева, И.Г. Щапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - Спб., 1996.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

Наумчик В.Н., Савченко В.А.Этика педагога: Учебн.-метод.пособ.- Мн.: 1999.

Руднева И.И. Педагогика профессионализма. – С., 1997.

Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997.

Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.

Практическое занятие 2 (2ч)

Тема: «Общая и профессиональная культура педагога».

Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представле­ния о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.

Форма проведения:практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему педагогу необходимо овладеть общей и профессиональной культурой? Как взаимосвязаны общая и профессиональная культура педагога? Из каких компонентов состоит профессионально-педагогическая культура?
  2. Общая культура – условие профессионализма педагога.
  3. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
  4. Этика и эстетика педагогического труда.
  5. Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического мастерства.
  6. Профессиограмма современного педагога.

Таблица 1. Профессиограмма учителя

Структурные компоненты
Педагогическая направленность Знания Способности Качества личности

Упражнения и задания.

1. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.

2. Перечислите основные компоненты педагогической культуры

3. Подберите высказывания о педагогическом мастерстве и педагогическом творчестве.

4. Объясните следующие высказывания:

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

(А.П. Чехов)

Манеры человека — это зеркало, в котором отражается портрет его.

(В. Гёте)

5. Разработайте модель личности педагога конкретной специальности (учитель биологии, химии, географии, математики и т.д.).

6. Заполнение диагностической карты изучения самооценки педагогической культуры

Доклады и сообщения

1. Подготовить доклады и сообщения по вопросам темы.

Конспекты

Творческая работа

Напишите синквейн на педагогическую тему

Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк. В синквейне автор выражает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:

1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка — три глагола, показывающих действие понятия;

4-я строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое от-

ношение к понятию;

5-я строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек

выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например:

Ребёнок. Хороший, добрый.

Играет, гуляет, растёт.

Маленький человек.

Радость*.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. - №3

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.

б) дополнительная:

Андриади И.П.Основы педагогического мастерства. – М., 1999 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб:Питер, 2008. – 304с. Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33. КондратенковА.Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. Кн.для учителя., М., 1985.

Пуйман С.А. Практикум по педагогике: Пособие. С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.:ТетраСистемс, 2003. -176с.

Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.

Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.:Педагогическое общество России, 1999. – 186с. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997.

Наши рекомендации