Практическое занятие 2 (2ч)
Практическое занятие 1 (2ч)
Тема: Основы педагогической деятельности
Основные понятия:педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление.
Вопросы для обсуждения.
1. Понятия «педагог», «учитель», «воспитатель», «мастерство».
2. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность
3. Многообразие видов педагогической деятельности
4. Гуманистическая направленность педагогической деятельности
5. Какие требования предъявляет общество к личности педагога? Чем обусловлены эти требования? Есть ли ограничения при выборе профессии педагога?
6.Что объединяет и чем отличаются педагогические способности от общих способностей личности?
7. Личность педагога -гуманиста
8. Модель успешной педагогической деятельности:
А) компоненты (проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический);
Б) умения педагогов согласно компонентам деятельности;
В) личностные качества согласно компонентам и умениям.
9. Профессиональные способности:
· конструктивные (проектированность, композиционное построение);
· организаторские (организация деятельности детей, коллег);
· коммуникативные (моделирование отношений);
· дидактические (доступно объяснять, выделять главное...);
· гностические (исследование объекта, процесса и результата деятельности).
10. Понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», критерии педагогического профессионализма.
11. Какие специфические черты педагогической деятельности раскрываются в категории «компетентность»? Из чего складывается педагогическая компетентность? Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя?
Упражнения и задания:
1. Подобрать высказывания педагогов-классиков (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский и др.) о школе, учителях и их деятельности.
2. Сформулировать и записать заповеди учителя-гуманиста.
3. Составить список качеств идеального учителя (20). Провести самооценку данных качеств.
4. Составьте «Книгу жалоб учителя» 10-15 проблем, которые затрудняют профессионально-педагогическую деятельность.
Доклады и сообщения:
1. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского
2. Ш.А.Амонашвили о личности ребенка
3. Педагогическая деятельность как творчество
Конспекты:
1. Педагогика / В.А.Сластенина и др. М., 2004, С.18-23.
2. Приготовить конспекты из книг педагогов-мастеров В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Н.Н.Палтышев, И.П.Волков и других (2-3 на выбор) или мультимедийную презентацию.
Творческая работа
Подготовить выступление-презентацию «Я и моя профессия»
План:
1. Почему я выбрал профессию учителя
2. Как я готовил себя к профессии учителя
3. Что я могу уже сегодня дать детям
4. Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе
5. План профессионального роста
Рекомендуемая литература:
а) основная:
Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.педагог.учеб.завед./А.С.Роботова, Т.В. , Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000, - 208с.
Смоляр А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993
б) дополнительная:
Гончарова И.Т., Гончарова И.Ф.Когда учитель властитель дум. – М., 1991 Лентьева, И.Г. Щапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - Спб., 1996.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
Наумчик В.Н., Савченко В.А.Этика педагога: Учебн.-метод.пособ.- Мн.: 1999.
Руднева И.И. Педагогика профессионализма. – С., 1997.
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997.
Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.
Практическое занятие 2 (2ч)
Тема: «Общая и профессиональная культура педагога».
Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.
Форма проведения:практическое занятие
Вопросы для обсуждения:
- Почему педагогу необходимо овладеть общей и профессиональной культурой? Как взаимосвязаны общая и профессиональная культура педагога? Из каких компонентов состоит профессионально-педагогическая культура?
- Общая культура – условие профессионализма педагога.
- Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
- Этика и эстетика педагогического труда.
- Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического мастерства.
- Профессиограмма современного педагога.
Таблица 1. Профессиограмма учителя
Структурные компоненты | |||
Педагогическая направленность | Знания | Способности | Качества личности |
Упражнения и задания.
1. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.
2. Перечислите основные компоненты педагогической культуры
3. Подберите высказывания о педагогическом мастерстве и педагогическом творчестве.
4. Объясните следующие высказывания:
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
(А.П. Чехов)
Манеры человека — это зеркало, в котором отражается портрет его.
(В. Гёте)
5. Разработайте модель личности педагога конкретной специальности (учитель биологии, химии, географии, математики и т.д.).
6. Заполнение диагностической карты изучения самооценки педагогической культуры
Доклады и сообщения
1. Подготовить доклады и сообщения по вопросам темы.
Конспекты
Творческая работа
Напишите синквейн на педагогическую тему
Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк. В синквейне автор выражает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:
1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка — три глагола, показывающих действие понятия;
4-я строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое от-
ношение к понятию;
5-я строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек
выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Например:
Ребёнок. Хороший, добрый.
Играет, гуляет, растёт.
Маленький человек.
Радость*.
Рекомендуемая литература:
а) основная:
Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. - №3
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.
б) дополнительная:
Андриади И.П.Основы педагогического мастерства. – М., 1999 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб:Питер, 2008. – 304с. Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33. КондратенковА.Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. Кн.для учителя., М., 1985.
Пуйман С.А. Практикум по педагогике: Пособие. С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.:ТетраСистемс, 2003. -176с.
Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.
Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.:Педагогическое общество России, 1999. – 186с. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997.