Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.
Цель коррекционного воспитания и обучения –всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
В специализированных школах‑интернатах обучаются 60–70 % детей с церебральным параличом.
Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4–5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.
В первый класс принимаются, как правило, дети 7‑летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта, уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей, подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).
Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно‑восстановительными мероприятиями, трудовая подготовка, профессиональная ориентация.
Содержание коррекционно‑развивающей работы предполагает:
• последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
• целенаправленное формирование высших психических функций;
• воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально‑бытовой адаптации.
Одна из форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно‑двигательного аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой – имеет ряд недостатков:сокращенная общеобразовательная программа, нерегулярность домашних уроков, изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации.
В школах‑интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.
Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.
Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально‑технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.
Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно‑трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте клинические формы ДЦП.
2. Раскройте характер двигательных расстройств при ДЦП.
3. Каковы психологические особенности детей с ДЦП?
4. Каковы организация и содержание коррекционно‑педагогической работы с детьми с ДЦП в специальных детских садах?
5. Раскройте особенности педагогического процесса в специальных школах для детей с ДЦП.
Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Клинико‑психолого‑педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения.
К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Г.В. Чиркина рассматривает речевые нарушения у детей и подростков в различных аспектах:
– в аспекте локализациипоражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов;
– в аспекте этиопатогенезавыделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.
В настоящее время такой подход отражен в клинико‑педагогической классификации.
Нарушения устной речи
Расстройства фонационного оформления речи:
– афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса,
– брадилалия – патологически замедленный темп речи,
– тахилалия – патологически убыстренный темп речи,
– заикание – нарушение темпо‑ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
– дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
– ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо‑физиологическими дефектами речевого аппарата,
– дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно‑семантического оформления высказывания:
– алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
– афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.