Формирование основ нравственной и эстетической культуры личности

Нравственное воспитание (НВ)- целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нрав­ственного воспитания выступает нравственность человека.

Нравственная культура личности включает в себя: воспитание гуманизма, коллективизма, нравственных привычек (вежливое поведение, внимательность к людям, хорошие манеры, сдержанность, забота о других).

Гуманизм – принцип морали, в основе которого лежит идея свободы и охраны достоинства личности. При воспитании гуманизма большую роль играют: 1) предметы гуманитарного цикла; 2) поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками; 3) внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых и направленная на оказание помощи; 4) проявление заботы о природе и животных.

Коллективизм – принцип морали, который раскрывает взаимоотношения человека, личности и коллектива. Для воспитания коллективизма: 1) необходимо учить дорожить своими ФИО и осознавать, что поступок может надолго заклеймить ФИО; 2) не осуждать других; 3) никогда не бросать отвергнутого, если ты бросишь человека, который попал в беду, ты уничтожишь то лучшее, что есть в тебе самом.

НВ осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деят-ти и организации ее т.о., чтобы она способствовала форм-ю у них положи­тельных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Осн задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деят-ть учителя и уч-ся по усвоению правил и норм поведения. Высший ур сформированности нравственного сознания — убеждения. Сознание — наше внутреннее состояние.

Форм-е нравственного сознания проходит 4 стадии: 1) представления – реб-к знает, что такое хорошо и что такое плохо; 2) понятия – реб-к может объяснить, что такое хорошо и что такое пло­хо; 3) убеждения – реб-к для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо; 4) поступок, действие – реб-к проявляет свои установ­ки в поступках.

2.Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу уч-ся с целью выра­ботки у них нравственных чувств (гордость за ... стыд, сочувствие, от­ветственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются следующие методы: личный пример, внушение, совет и т. д.

3.Выработка умений и привычек нравственного поведения – выработке у уч-ся посредством специальных упражнений куль­туры поведения.

Уч-ся необходимо включать в: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, обществен­ную, трудовую, природоохранительную, межличностное общение, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Содержание нравственного воспитания определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, общи­ми целями воспитания, моралью общества и отражено в Программе вос­питания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Правила формирования нравственных привычек: 1) формирование потребностей в приобретении положительных привычек и ускорении отрицательных (личный пример, создание ситуаций); 2) формирование положительной мотивации; 3) создание благоприятной эмоциональной атмосферы, которая способствует приобретению привычки (восхищение учителя); 4) для формирования привычки необходимо такое количество повторений, при котором отпадает необходимость прилагать усилия для выполнения действий; 5)необходимо единство в формировании привычки от всех, кто воспитывает ребенка.

НВ осуществляется на всех учебных занятиях через применение с-мы разнообразных методов, приемов, средств, форм и технологий обучения и воспитания, во внеклассной и внешкольной деятельности силами образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, в процессе осуществления всех остальных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.), в процессе общения и общественной деятельности, в процессе общения с природой, под воздействием СМИ и др.

Результатом этой деят-ти является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравствен­ными нормами и др.

Проблема духовно-нравственного воспитания в истории пед мысли и на современном этапе.

Ж. Ж.Руссо: нравственное воспитание должно осуществляться с 15 лет, в период бурь и страстей. Считал, что человек сам придёт к познанию божественного начала, так как настоящая религия - религия сердца. К. Маркс полностью отрицал религию и считал, что нравственное воспитание может быть только коммунистическим, построенным через коллективизм. К. Д.Ушинский: нравственное воспитание должно развить в ребенке гуманность, честность, трудолюбие, любовь к родине и родителям А.С. Макаренко: нравственное воспитание должно осуществляться через труд, коллектив и патриотизм. В. А. Сухомлинский: необх воспитание чувства достоинства, уважения себя и других, чуткость в оценке собственного поведения, патриотизм .

Содержание НВ в современной школе претерпевает изменения в связи с тем, что возникла необх возродить общечелов ценности. Главная такая ценность - жизнь. Право ч-а на жизнь свято и нерушимо. Ещё одна ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности, и это выявило низкий уровень культуры. Не утратили своего значения и такие НК как патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта и др. Чрезвычайно актуальны в системе нравственного воспитания проблемы трудового и полового воспитания. Соврем школа должна также решать проблемы наркомании, алкоголизма, проституции, агрессивности и жестокости молодежи. НВ происходит через этические воспитательные дела.

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитания (ЭВ) состоит в организации разнооб­разной художественно-эстетической деятельности уч-ся, направленной на форм-е у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачи ЭВ:

— Форм-е эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке и отличать от суррогата;

— Форм-е эстетических чувств, вкусов; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;

— Форм-е способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Средства ЭВ: кино, телефильмы, природа, картины, муз произведения, литра, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.

Приемы: отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между уч-ся; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами.

Методы и формы: беседы, лекции, встречи за круглым столом; университеты культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров, театров.

ЭВ реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Развитие эстетического восприятия начинается в нач классах и реализуется за счет восприимчивости мл школьников, в первую очередь, на уроках языка и литературы, музыки и пения, изобразительного искусства и технологии. В средних и старших классах в процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса — очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам лит-ры, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства.

В процессе внеклассной работы приобщение уч-ся к художественному творчеству, литературе, музыке и изобразительному иск-ву. Работают кружки и студии по ли­т-ре, музыке и изо иск-ву, коллективы худ. самодеятельности, организуются встречи с работниками иск-ва, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результа­ты худ. деят-ти оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов.

К показателям эстетической воспитанности относятся: наличие эс­тетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Немаловажное значение имеет развитие творч способ личн в обл различных видов иск-ва. Без знания законов и худож-х ср-в постижения действительности, без понимания яз иск-а оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача шк—обеспеч необх эстетическую подготовку уч-ся.


Наши рекомендации