Реализация принципа научности в обучении
Билет № 11.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности и их реализация в процессе обучения.
Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
репродуктивный (границы мастерства и творчества);
проблемное изложение знаний;
частично-поисковый (эвристический);
исследовательский.
Билет № 12
Экологическое воспитание учащихся: задачи, содержание, методы и средства.
Экологическое воспитание – целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности учащихся.
Задачи:
-усвоить идеи, понятия и научные факты, которые определяют оптимальное влияние человека на природу.
-понимать ценность природы как источника материальных и духовных сил общества.
-прививать любовь к природе, желание ее беречь.
-организовывать деятельность по улучшению природной среды, воспитывать нетерпеливое отношение к действиям людей, которые ей вредят, пропагандировать природоохранительные идеи.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используется метод наблюдения, далее педагог с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения детей к проблемам. Игровая деятельность школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной, она позволяет расширить кругозор школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
Билет № 13
Классификация методов обучения по источнику знаний (слово, наглядность, практика).
Методы обучения, различающиеся по источникам знаний:
-Словесные методы
Словесные методы также древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности ученика. Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала
-Наглядные методы
В этой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В традиционной учебной практике в качестве наглядного материала используются учебные картины, таблицы, рисунки, фотографии, различные модели и т.д.
-Практические методы обучения
Суть практических методов обучения состоит в том, что преподаватель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с какими-либо реальными объектами или их моделями.
Классификация методов по источникам знаний отражает связь методов с содержанием учебного материала и не раскрывает внутреннюю сторону деятельности учащихся.
Билет № 14
Школьный учитель. Профессиональные требования к личности современного учителя.
Учитель является центральной фигурой в современной школе. Про учителя можно сказать так- это человек, который имеет специальную подготовку и профессионально занимается педагогической деятельностью. Именно учитель реализует цель и задачи воспитания , организовывает научно-познавательную, трудовую, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность.
Требования к учителю:
- как к личности: любовь к детям, гордость за свой народ, дисциплинированность, ответственность, честность, справедливость, доброта, уважение к людям, принципиальность, самокритичность и др.
Билет № 15
Процесс воспитания, его сущность, содержание, задачи.
Процесс воспитания - Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Сущность Воспитательного процесса в том, что он:
Многофакторный, длительный( с момента рождения до конца жизни), сложный, вариативный,
двухсторонний(воспитатель и воспитанник), комплексный, беспрерывный.
Цель -воспитать всестороннюю, ганрмоничо развитую личность.
Задачи:
– формирование национального самосознания, любви к родной земле, своего народа, желание работать на благо гос-ва, готовности его защищать.
- воспитать любовь и уважение к родителям, культуре и истории своего народа.
- формирование высокой речевой культуры.
- привить уважительное отношение к культуре, обычаям, традициям своего и др. народов.
- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и тд.
- формирование творческой, трудолюбивой личности
- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охрана и укрепление их здоровья.
- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи.
Билет № 16
Реализация принципа научности в обучении
Принцип научности обучения является важнейшим принципом обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части.
Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение студентов умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу.
Билет № 17