Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет

Им. И.И. Ползунова»

Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Учебное пособие

Рекомендовано Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в качестве учебного пособия для студентов АлтГТУ, обу­чающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение», а также магистров и аспирантов педагогических специальностей.

Издательство Алтайского государственного технического университета

им. И.И. Ползунова

Барнаул - 2010

УДК 371 ББК 751.4

Л

Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В.Педагогическая этика / Н.Б. Лаврен­тьева, А.В. Нечаева. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.- с. ISBN

В учебном пособии рассмотрены основные компоненты педагогической эти­ки: нравственное сознание педагога, этические основы его профессионального общения, специфика взаимоотношений педагога и обучающегося, проблемы рече­вого и поведенческого этикетов.

Учебный материал поможет студентам и слушателям всех форм обучения профессионального образования не только осознанно и прочно усвоить материал курса, но и научиться разнообразным способам анализа и оценки ситуаций в об­ласти общенаучной и педагогической этики, анализировать и оценивать результа­ты своего педагогического общения в соответствии с этико-нравственными нор­мами профессии.

Пособие предназначено для бакалавров, студентов, магистров, аспиран­тов педагогических специальностей и преподавателей при освоении ими до­полнительной квалификации «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы», может быть полезно слушателям ФПК, учителям средних школ и ПТУ.

Рецензент:

Кафедра психологии и педагогики высшей школы и образовательных технологий Алтайского государственного университета

Рекомендовано Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в качестве учебного пособия для студентов АлтГТУ, обу­чающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение», а также магистров и аспирантов педагогических специальностей.

Протокол № 7 от 21 апреля 2010 г.

ISBN © Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2010 © Н.Б.Лаврентьева, А.В. Нечаева, 2010

з

Содержание

Введение
Тема 1: Предмет и задачи педагогической этики
1.1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет»
1.2. Педагогическая этика как научная дисциплина
1.3. Педагогическая этика в контексте исторического развития
1.4. Основные категории педагогической этики
Тема 2: Современные проблемы педагогической этики
2.1. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия
2.2. Нормативно-правовые документы о правах ребенка
2.3. Воспитание обучающихся в духе прав человека
Тема 3: Нравственное сознание современного педагога
3.1. Педагогическая этика о нравственном сознании преподавателя
3.2. Структура нравственного сознания преподавателя
3.3. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма
Тема 4: Этические основы профессионального общения
4.1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы
4.2.Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении
4.3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности учащегося
4.4. Этическая защита в педагогическом общении
Тема 5: Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования
5.1.Основные компоненты культуры педагогического общения и спо­собы ее формирования
5.2. Этика педагога в общении с родителями обучающихся
5.3.Педагогический такт как компонент нравственной культуры пре­подавателя
Тема 6: Речевой этикет в профессиональной деятельности препо­давателя
6.1. Понятие культуры речи и ее элементы
6.2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет
6.3. Пути совершенствования речевого мастерства преподавателя
6.4. Формирование культуры речевого общения в ученической группе

Тема 7: Этико-психологические отношения в педагогическом коллективе
7.1 .Общие этические принципы и характер делового общения
7.2. Особенности общения в педагогическом коллективе: официаль­ные и неофициальные формы общения
7.3. Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно-этический аспект
7.4. Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреж­дения с педагогическим коллективом
Тема 8: Формирование этики педагогического профессионализма
8.1. Профессионально значимые качества личности преподавателя
8.2. Кодекс профессиональной этики преподавателя
8.3. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма
8.4. Этические заповеди современного преподавателя
Тема 9: Особенности этико-нравственного поведения и воспита­ния подрастающего поколения
9.1. Динамика этико-нравственного становления личности в условиях современного общества
9.2. Поступок как исходный момент нравственного поведения вос­питанника
9.3. Коллизии и мотивы нравственного поведения личности
Контрольный блок
Педагогическая копилка
Использованная литература
Приложение 1-5. Ответы на вопросы
Приложение 6. Словарь терминов
Приложение 7. Исторический обзор этико-педагогических идей
Приложение 8. Деловая этика и деловой этикет
Приложение 9. Клятва Сократа

ВВЕДЕНИЕ

Введение курса «Педагогическая этика» в цикл программ по общей и профессиональной педагогике обусловлено тем, что в эпоху социальных пе­ремен произошла смена ценностных ориентации и переоценка нравственных идеалов. Это означает, что на практике осваиваются новые формы жизни, поведения и взаимоотношения людей. Для человека эпохи перемен склады­вается совершенно особая ситуация в жизни и профессиональной деятельно­сти, когда он выбирает, отвергает, осваивает то новое, что появляется в жиз­ни. И от того, какие ценности станут доминирующими, зависит будущее. Со­временный педагог, чей нравственный облик является зеркалом обществен­ной морали, должен уметь ориентироваться в окружающем его мире, оцени­вать появляющиеся в жизни и профессии новшества. Педагог может лишь тогда стать профессионалом, когда овладеет тончайшим инструментом вос­питания - наукой о нравственности, морали. Именно он помогает сформиро­вать духовный мир своего подопечного, нравственные ориентиры, дать ему общие представления о нормах поведения в обществе, прививает моральные качества. Поэтому особо актуальными становятся вопросы профессиональ­ной этики педагога, его нравственного облика.

Необходимость данного пособия определяется, прежде всего, двумя при­чинами. Во-первых, этот курс занимает особое место в системе подготовки преподавателей: именно он призван формировать будущего педагога как но­сителя высоких духовных идеалов, который в норме должен отличаться гу­манностью, интеллигентностью и высокими моральными качествами. В эпо­ху кризисов и перемен как никогда усиливается социальная потребность в этическом воспитании молодежи и в повышении нравственной направленно­сти педагогического процесса. Как писал М. Монтень, «тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Во-вторых, современ­ных и доступных учебников и учебных пособий по педагогической этике ма­ло. Можно назвать лишь несколько авторов таких пособий: В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко (1973); Э. Костяшкин (1970); Э.А. Гришин (1977); Я.С. Ко-тингер, В.И. Чамлер (1984); В.Н. Чернокозов, И.И. Чернокозов (1983); Л.Л. Шевченко (1997); В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко (1999).

В процессе обновления средней и высшей профессиональной школы на­блюдается множество подходов, которые существуют как равноценные для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Студент, ко­торый готовится к педагогической деятельности, знакомясь с этим разнооб­разием, испытывает трудности в оценке и выборе наиболее целесообразных и культуросообразных форм и методов его будущей профессионально-педагогической деятельности.

Предлагаемый курс предполагает теоретическое и практическое овла­дение основными компонентами культуры педагогического общения; разви­тие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств, обеспе­чивающих его психологически адекватное общение с обучающимися, их ро­дителями и коллегами. Программа курса интегрирует знания и умения сту-

дентов по педагогике, психологии, философии, полученные ими на предше­ствующих этапах обучения, и является завершающей в системе изучения психолого-педагогических дисциплин. Мы выстраивали курс с учетом осу­ществляющихся социальных перемен и прежде всего: 1) обогащения инди­видуальных и общественных ментальных качеств данного социума общече­ловеческими нравственными ценностями, способствующими диалогу куль­тур; 2) коррекцию и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые, как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом, определяют поведение и поступки людей (Б. С. Гер Шуй­ский).

Цель курса: углубить знания студентов в области общенаучной и педаго­гической этики; способствовать формированию этико-нравственной культу­ры будущего педагога. Эти знания обусловливают успешное выполнение наиболее важных профессионально-педагогических функций:

■ культурно-образовательной, которая направлена на культурно-духовное развитие обучающихся, формирование грамотных, образованных, соци­ально-зрелых специалистов с системой научных знаний и взглядов;

■ формирующе-преобразователъной, которая проявляется как сохранение и интеграция создаваемых культурных ценностей, их умножение; создание новых культурных образцов и норм социальной и профессиональной жиз­ни на основе принципов гуманизма, демократизма и толерантности; осу­ществление культурной преемственности и общественных традиций;

■ селективной, реализующейся в отборе наиболее просоциальных жизнен­ных и профессиональных форм нравственной культуры с точки зрения ее соответствия будущему;

■ оценочной, предполагающей усвоение норм, ценностей, образцов, форм жизнедеятельности и профессии, значимых для гармоничного развития личности в переходный период; оценка социальных отношений и куль­турных форм на основе выработанного обществом идеала и критериев со­циального развития как отдельной личности, так и всего общества;

■ регулятивно-воспитателъной, нацеленной на формирование у будущего специалиста-педагога просоциальных ценностных установок, отношений, позиций, ориентации, развитие этико-нравственной культуры, умения контролировать и регулировать свое поведение, культуры взаимоотноше­ний и т.д.

В процессе изучения курса «Педагогическая этика» у студентов есть воз­можность познакомиться с историей зарождения и развития этических уче­ний в области воспитания и обучения подрастающего поколения; системати­зировать знания и умения в области понимания внутреннего мира своего по­допечного.

По итогам изучения курса студенты должны уметь этически грамотно ор­ганизовывать педагогическое общение с обучающимися разного возраста, устанавливать деловые отношения с родителями и коллегами; иметь просо-циальные моральные ориентации и установки, отвечающие этико-нравственным нормам педагогического общения; обладать навыками эмпа-

тийного понимания обучающегося, его эмоционально-чувственной сферы; грамотно руководить процессом накопления положительного нравственного опыта поведения воспитанника.

Учебное пособие состоит из девяти основных тем по курсу, педагогиче­ской копилки, а также включает глоссарий, список литературы по теме «Пе­дагогическая этика» и ряд приложений. Каждая тема имеет базовый инфор­мационный блок, который мы рекомендуем студентам дополнить высказыва­ниями известных ученых и педагогов из «Педагогической копилки», а также «Вопросы для размышления», которые позволят активизировать мыслитель­ную деятельность студентов на занятиях. Каждая тема завершается кон­трольным блоком, состоящим из вопросов для самостоятельной проверки изученного, и разнообразными практическими заданиями. С целью более глубокого усвоения курса к каждой теме прилагается список литературы. К наиболее сложным заданиям и вопросам в приложении даны ответы. Учеб­ное пособие заканчивается контрольным тестом по курсу, который студенты выполняют самостоятельно и имеют возможность, используя ответы в при­ложении, оценить свои знания. Те студенты, которые проявили наибольший интерес к курсу, могут по желанию написать реферат по одной из выбранных тем (примерная тематика рефератов указана в приложении).

Разрабатывая содержание вузовского курса педагогической этики, мы ос­новывались на ряде этических представлений о том, что является должным для любого человека безотносительно к его профессии, поскольку педагоги­ческая этика отражает общечеловеческие отношения и воспроизводит в своей сфере гуманные отношения между людьми:

■ «Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других, оказавшихся в похожей ситуации» (И. Кант);

■ «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» (А. Швей­цер).

■ «Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию» (Р. Нозик).

■ «Страшен не грех, но бесстыдство после греха» (Иоанн Златоуст).

Данный курс вносит свой вклад в современное педагогическое образова­ние, которое становится необходимым условием оптимальной социализации и инкультуризации личности в процессе ее подготовки к педагогической дея­тельности. Он построен в логике учебно-методического пособия «Педагоги­ческая этика» (сост. И.В. Тимонина.- Кемерово, 2000.- 136 с), которое нами переработано и адаптировано для курса «Общая и профессиональная педаго­гика».

Пособие адресовано не только студентам, но также и магистрам, аспи­рантам, слушателям ФПК. Для них предусмотрены задания повышенной сложности, требующие обращения к дополнительной литературе, умений ин­тегрировать знания, методы и средства с целью решения поставленной зада­чи. Эти задания отмечены звездочкой (*).

Авторы признательны рецензенту за критические замечания и советы по улучшению учебного пособия.

Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

План темы

Наши рекомендации