Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет
Им. И.И. Ползунова»
Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Учебное пособие
Рекомендовано Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в качестве учебного пособия для студентов АлтГТУ, обучающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение», а также магистров и аспирантов педагогических специальностей.
Издательство Алтайского государственного технического университета
им. И.И. Ползунова
Барнаул - 2010
УДК 371 ББК 751.4
Л
Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В.Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.- с. ISBN
В учебном пособии рассмотрены основные компоненты педагогической этики: нравственное сознание педагога, этические основы его профессионального общения, специфика взаимоотношений педагога и обучающегося, проблемы речевого и поведенческого этикетов.
Учебный материал поможет студентам и слушателям всех форм обучения профессионального образования не только осознанно и прочно усвоить материал курса, но и научиться разнообразным способам анализа и оценки ситуаций в области общенаучной и педагогической этики, анализировать и оценивать результаты своего педагогического общения в соответствии с этико-нравственными нормами профессии.
Пособие предназначено для бакалавров, студентов, магистров, аспирантов педагогических специальностей и преподавателей при освоении ими дополнительной квалификации «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы», может быть полезно слушателям ФПК, учителям средних школ и ПТУ.
Рецензент:
Кафедра психологии и педагогики высшей школы и образовательных технологий Алтайского государственного университета
Рекомендовано Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова в качестве учебного пособия для студентов АлтГТУ, обучающихся по специальности 050501 «Профессиональное обучение», а также магистров и аспирантов педагогических специальностей.
Протокол № 7 от 21 апреля 2010 г.
ISBN © Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2010 © Н.Б.Лаврентьева, А.В. Нечаева, 2010
з
Содержание
Введение | |
Тема 1: Предмет и задачи педагогической этики | |
1.1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет» | |
1.2. Педагогическая этика как научная дисциплина | |
1.3. Педагогическая этика в контексте исторического развития | |
1.4. Основные категории педагогической этики | |
Тема 2: Современные проблемы педагогической этики | |
2.1. Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия | |
2.2. Нормативно-правовые документы о правах ребенка | |
2.3. Воспитание обучающихся в духе прав человека | |
Тема 3: Нравственное сознание современного педагога | |
3.1. Педагогическая этика о нравственном сознании преподавателя | |
3.2. Структура нравственного сознания преподавателя | |
3.3. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма | |
Тема 4: Этические основы профессионального общения | |
4.1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы | |
4.2.Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении | |
4.3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности учащегося | |
4.4. Этическая защита в педагогическом общении | |
Тема 5: Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования | |
5.1.Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования | |
5.2. Этика педагога в общении с родителями обучающихся | |
5.3.Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя | |
Тема 6: Речевой этикет в профессиональной деятельности преподавателя | |
6.1. Понятие культуры речи и ее элементы | |
6.2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет | |
6.3. Пути совершенствования речевого мастерства преподавателя | |
6.4. Формирование культуры речевого общения в ученической группе |
Тема 7: Этико-психологические отношения в педагогическом коллективе | |
7.1 .Общие этические принципы и характер делового общения | |
7.2. Особенности общения в педагогическом коллективе: официальные и неофициальные формы общения | |
7.3. Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно-этический аспект | |
7.4. Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом | |
Тема 8: Формирование этики педагогического профессионализма | |
8.1. Профессионально значимые качества личности преподавателя | |
8.2. Кодекс профессиональной этики преподавателя | |
8.3. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма | |
8.4. Этические заповеди современного преподавателя | |
Тема 9: Особенности этико-нравственного поведения и воспитания подрастающего поколения | |
9.1. Динамика этико-нравственного становления личности в условиях современного общества | |
9.2. Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника | |
9.3. Коллизии и мотивы нравственного поведения личности | |
Контрольный блок | |
Педагогическая копилка | |
Использованная литература | |
Приложение 1-5. Ответы на вопросы | |
Приложение 6. Словарь терминов | |
Приложение 7. Исторический обзор этико-педагогических идей | |
Приложение 8. Деловая этика и деловой этикет | |
Приложение 9. Клятва Сократа |
ВВЕДЕНИЕ
Введение курса «Педагогическая этика» в цикл программ по общей и профессиональной педагогике обусловлено тем, что в эпоху социальных перемен произошла смена ценностных ориентации и переоценка нравственных идеалов. Это означает, что на практике осваиваются новые формы жизни, поведения и взаимоотношения людей. Для человека эпохи перемен складывается совершенно особая ситуация в жизни и профессиональной деятельности, когда он выбирает, отвергает, осваивает то новое, что появляется в жизни. И от того, какие ценности станут доминирующими, зависит будущее. Современный педагог, чей нравственный облик является зеркалом общественной морали, должен уметь ориентироваться в окружающем его мире, оценивать появляющиеся в жизни и профессии новшества. Педагог может лишь тогда стать профессионалом, когда овладеет тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, морали. Именно он помогает сформировать духовный мир своего подопечного, нравственные ориентиры, дать ему общие представления о нормах поведения в обществе, прививает моральные качества. Поэтому особо актуальными становятся вопросы профессиональной этики педагога, его нравственного облика.
Необходимость данного пособия определяется, прежде всего, двумя причинами. Во-первых, этот курс занимает особое место в системе подготовки преподавателей: именно он призван формировать будущего педагога как носителя высоких духовных идеалов, который в норме должен отличаться гуманностью, интеллигентностью и высокими моральными качествами. В эпоху кризисов и перемен как никогда усиливается социальная потребность в этическом воспитании молодежи и в повышении нравственной направленности педагогического процесса. Как писал М. Монтень, «тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Во-вторых, современных и доступных учебников и учебных пособий по педагогической этике мало. Можно назвать лишь несколько авторов таких пособий: В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко (1973); Э. Костяшкин (1970); Э.А. Гришин (1977); Я.С. Ко-тингер, В.И. Чамлер (1984); В.Н. Чернокозов, И.И. Чернокозов (1983); Л.Л. Шевченко (1997); В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко (1999).
В процессе обновления средней и высшей профессиональной школы наблюдается множество подходов, которые существуют как равноценные для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Студент, который готовится к педагогической деятельности, знакомясь с этим разнообразием, испытывает трудности в оценке и выборе наиболее целесообразных и культуросообразных форм и методов его будущей профессионально-педагогической деятельности.
Предлагаемый курс предполагает теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры педагогического общения; развитие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств, обеспечивающих его психологически адекватное общение с обучающимися, их родителями и коллегами. Программа курса интегрирует знания и умения сту-
дентов по педагогике, психологии, философии, полученные ими на предшествующих этапах обучения, и является завершающей в системе изучения психолого-педагогических дисциплин. Мы выстраивали курс с учетом осуществляющихся социальных перемен и прежде всего: 1) обогащения индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума общечеловеческими нравственными ценностями, способствующими диалогу культур; 2) коррекцию и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые, как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом, определяют поведение и поступки людей (Б. С. Гер Шуйский).
Цель курса: углубить знания студентов в области общенаучной и педагогической этики; способствовать формированию этико-нравственной культуры будущего педагога. Эти знания обусловливают успешное выполнение наиболее важных профессионально-педагогических функций:
■ культурно-образовательной, которая направлена на культурно-духовное развитие обучающихся, формирование грамотных, образованных, социально-зрелых специалистов с системой научных знаний и взглядов;
■ формирующе-преобразователъной, которая проявляется как сохранение и интеграция создаваемых культурных ценностей, их умножение; создание новых культурных образцов и норм социальной и профессиональной жизни на основе принципов гуманизма, демократизма и толерантности; осуществление культурной преемственности и общественных традиций;
■ селективной, реализующейся в отборе наиболее просоциальных жизненных и профессиональных форм нравственной культуры с точки зрения ее соответствия будущему;
■ оценочной, предполагающей усвоение норм, ценностей, образцов, форм жизнедеятельности и профессии, значимых для гармоничного развития личности в переходный период; оценка социальных отношений и культурных форм на основе выработанного обществом идеала и критериев социального развития как отдельной личности, так и всего общества;
■ регулятивно-воспитателъной, нацеленной на формирование у будущего специалиста-педагога просоциальных ценностных установок, отношений, позиций, ориентации, развитие этико-нравственной культуры, умения контролировать и регулировать свое поведение, культуры взаимоотношений и т.д.
В процессе изучения курса «Педагогическая этика» у студентов есть возможность познакомиться с историей зарождения и развития этических учений в области воспитания и обучения подрастающего поколения; систематизировать знания и умения в области понимания внутреннего мира своего подопечного.
По итогам изучения курса студенты должны уметь этически грамотно организовывать педагогическое общение с обучающимися разного возраста, устанавливать деловые отношения с родителями и коллегами; иметь просо-циальные моральные ориентации и установки, отвечающие этико-нравственным нормам педагогического общения; обладать навыками эмпа-
тийного понимания обучающегося, его эмоционально-чувственной сферы; грамотно руководить процессом накопления положительного нравственного опыта поведения воспитанника.
Учебное пособие состоит из девяти основных тем по курсу, педагогической копилки, а также включает глоссарий, список литературы по теме «Педагогическая этика» и ряд приложений. Каждая тема имеет базовый информационный блок, который мы рекомендуем студентам дополнить высказываниями известных ученых и педагогов из «Педагогической копилки», а также «Вопросы для размышления», которые позволят активизировать мыслительную деятельность студентов на занятиях. Каждая тема завершается контрольным блоком, состоящим из вопросов для самостоятельной проверки изученного, и разнообразными практическими заданиями. С целью более глубокого усвоения курса к каждой теме прилагается список литературы. К наиболее сложным заданиям и вопросам в приложении даны ответы. Учебное пособие заканчивается контрольным тестом по курсу, который студенты выполняют самостоятельно и имеют возможность, используя ответы в приложении, оценить свои знания. Те студенты, которые проявили наибольший интерес к курсу, могут по желанию написать реферат по одной из выбранных тем (примерная тематика рефератов указана в приложении).
Разрабатывая содержание вузовского курса педагогической этики, мы основывались на ряде этических представлений о том, что является должным для любого человека безотносительно к его профессии, поскольку педагогическая этика отражает общечеловеческие отношения и воспроизводит в своей сфере гуманные отношения между людьми:
■ «Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других, оказавшихся в похожей ситуации» (И. Кант);
■ «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» (А. Швейцер).
■ «Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию» (Р. Нозик).
■ «Страшен не грех, но бесстыдство после греха» (Иоанн Златоуст).
Данный курс вносит свой вклад в современное педагогическое образование, которое становится необходимым условием оптимальной социализации и инкультуризации личности в процессе ее подготовки к педагогической деятельности. Он построен в логике учебно-методического пособия «Педагогическая этика» (сост. И.В. Тимонина.- Кемерово, 2000.- 136 с), которое нами переработано и адаптировано для курса «Общая и профессиональная педагогика».
Пособие адресовано не только студентам, но также и магистрам, аспирантам, слушателям ФПК. Для них предусмотрены задания повышенной сложности, требующие обращения к дополнительной литературе, умений интегрировать знания, методы и средства с целью решения поставленной задачи. Эти задания отмечены звездочкой (*).
Авторы признательны рецензенту за критические замечания и советы по улучшению учебного пособия.
Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
План темы