Исторический обзор проблемы трудового воспитания
Лекция 1.
Тема: «Введение в учебную дисциплину. Трудовое воспитание школьников в свете современных воспитательных ценностей»
Цель и задачи курса
Исторический обзор проблемы трудового воспитания
Современные тенденции развития трудового воспитания в Республике Беларусь
1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., М.: Гардарики, 2004, - с. 363-405.
2. Родчанин, Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М., 1991 г.
3. А.С.Макаренко Лекции о воспитании детей пед.сочинения в 8т.,т.4.
4. Джуринский, А.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М:Политиздат, 1990. – 415с.
5. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ)/ А.А. Фролов. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. – 417 с.
Цель и задачи курса
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками
Социально-экономический прогресс и всестороннее развитие личности предполагают совершенствование общественного и индивидуального труда, подготовку к профессиональной деятельности подрастающего поколения к творческому труду в условиях научно-технического развития общества.
Преобразования в обществе и реформы школы ориентированы на качественное улучшение существующего, на максимальное использование достижений современности. В этой связи выбран следующий подход к освещению проблем трудового воспитания: определить основные идеи современной педагогики и психологии труда, раскрыть опыт трудового воспитания в современной школе, определить актуальные направления в трудовой подготовке школьников в настоящее время.
В настоящее время современная общеобразовательная и высшая школы выполняют свои функции по подготовке молодого поколения к жизни в обществе, обусловливает и требования к ее работе. Реформа общеобразовательной школы не случайно совпала с целым рядом других существенных преобразований в обществе: принят ряд программ в области науки, экономики, энергетики, агропромышленного комплекса и др.
Качество работы школы в данных условиях существенно влияет на реализацию принятых программ по нарастанию политического, экономического, культурного потенциала Республики Беларусь. Ответственность школы перед обществом непрестанно возрастает. Отсюда и усиление внимания к вопросам современного образования со стороны государственной власти, общественных и профсоюзных организаций; стремление помочь школе в решении ее сложнейших задач.
Современная школа призвана существенно обогатить духовный мир подрастающего поколения и одновременно создать условия для накопления социально ценного практического опыта, научить молодых умению бороться в своей профессиональной деятельности, обеспечить единство сознания и поведения в труде, в человеческих отношениях. Вот почему творческие поиски учителей-новаторов и научные исследования учёных-педагогов объединяются для взаимодействия, прежде всего в сфере трудового воспитания учащихся.
При этом наука открывает и предлагает идеи, а практика их усваивает и совершенствует дело. Этот общий принцип, который сложился в настоящее время в любой сфере человеческой деятельности, характерен и для педагогического труда. Совершенствовать работу в духе требований времени, в русле реформы невозможно без активного использования достижений науки, опоры на нее в творческой деятельности учителей.
В этой связи ученые обязаны предоставить больше полезной и ценной научной информации, которая необходима для качественного улучшения практической педагогической деятельности. А все, кто имеет отношение к подготовке школьников к труду, должны выработать единые педагогические позиции, четко видеть свои функции, выполнять свои обязанности. Для этого нужны единые педагогическая теория и технология, которые повысят эффективность работы преподавателей в процессе трудового воспитания подрастающего поколения.
Основной целью дисциплины «Основы трудового воспитания» является формирование системы знаний об основах трудового воспитания учащихся.
Задачи дисциплины:
- раскрыть сущность трудового воспитания учащихся;
- выявить условия развития трудового воспитания учащихся;
- определить готовность учащихся к трудовой деятельности;
- раскрыть трудовое воспитание как педагогический процесс;
- определить роль трудового воспитания в трудовом обучении учащихся;
- раскрыть систему технологического образования в процессе трудового воспитания учащихся;
- определить значение профессиональной ориентации в процессе трудового воспитания учащихся.
Общеобразовательная школа, решая задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, определяет особенности своей работы. Современное образование предусматривает развитие каждого ребенка, мобилизацию его физических и интеллектуальных ресурсов на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования актуализирует проблему технологической подготовки учащихся. «Трудовое обучение» как образовательная область призвана стать органическим звеном в системе воспитания и развития человека. Школа должна воспитывать у учащихся отношение к труду как к главной жизненной потребности, понимание его социального значения.
Перед нами встает проблема необходимости изменения подходов к трудовой подготовке в школе, которая должна соответствовать современному мировому уровню образования выпускников школ. Учащиеся должны получать все необходимые знания по современным технологиям в школе. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности. Использование теоретических знаний в решении трудовых технологических заданий позволяет осуществить слияние умственного и физического труда, осмыслить выполнение рабочих операций, делая их более интересными. Трудовая деятельность становится источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью.
Содержание трудового обучения в школе должно соответствовать экономическому развитию страны не только на сегодняшний день, но и на ближайшую перспективу, когда школьная молодежь вольется в реальную трудовую жизнь. Но в настоящее время на рынок труда выходит все большее количество молодых людей, имеющих знания по основам наук, но не умеющих их применять на практике, в профессиональной деятельности, и тем более решать поставленные взрослой жизнью проблемы, а также не имеющие трудовых навыков, что уменьшает возможность трудоустройства. Поэтому существует необходимость соответствующей подготовки учащихся в школе по развитию качеств трудолюбивой, творчески мыслящей, готовой к труду в современном обществе, личности.
Нельзя не отметить, что в осуществлении трудового воспитания и профориентации школьников имеется немало недостатков и трудностей. Значительно снизилась сфера трудовой деятельности учащихся. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации их труда. Не всегда обращается должное внимание на стимулирование трудовой активности учащихся. Существенно ослаблены связи школы с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, что затрудняет и трудовое воспитание, и профориентацию учащихся. За последние годы уровень трудовой подготовки школьников заметно снизился, недостаточно внимания уделяется преемственности. Слабо используются учебные занятия для формирования у учащихся трудолюбия, осознанного выполнения трудовых операций, творческой активности, интереса к современным профессиям.
Особое место в решении данных задач занимает образовательная область «Трудовое обучение». Этим аспектам деятельности учителей труда необходимо уделить особое внимание. Понимание необходимости совершенствования системы образования в целом и, в частности, обучения по предмету «Технология» и исходя из имеющегося уровня преподавания имеем налицо следующие противоречия:
1) между настоятельной необходимостью повышения уровня подготовки школьников к труду, допрофессиональной ориентации и недооценкой роли такой подготовки в деятельности образовательно-воспитательных учреждений в современных условиях социально-рыночных отношений;
2) между необходимостью использования современных средств и методов, повышающих развивающую и формирующую функции учебной дисциплины «Технология» и отсутствием теоретико-методологической базы для реализации этих функций;
3) между необходимостью формирования трудолюбия и готовности к труду у школьников и отсутствием соответствующей подготовки педагогических кадров к такой работе.
Исторический обзор проблемы трудового воспитания
В первые годы после Октябрьской революции, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного ставилась очень остро. В 1919, 1921, 1924 гг. по дошкольному воспитанию, где определялись содержание труда дошкольников и требование. Так на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924) Было принято решение: «Строить работу дошкольных учреждений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Работник Наркомпроса Р. Прушницкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать. В этот период были гонения на игры в куклы, на сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против такого направления резко выступали А.В. Суровцева и Н.К. Крупская.
На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.
В 30 – 40 гг. намечается новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 г. выходит книга Р.И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду, где показывалась возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда и игры. С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Г.Н. Година, Р.С. Буре и многие другие). Именно эти дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка. [8]
Краткий обзор проблемы трудового воспитания детей
1919 ГОД -1-ый съезд по дошкольному воспитанию: определено содержание труда дошкольников и требования к нему; сформулированы требования к организации детского труда: должен быть посильным, понятным по целям, доставлять детям радость.
1919 ГОД - конференция по теме: « О трудовом начале в дошкольном учреждении» (обсуждались взгляды на трудовое воспитание дошкольников).
1921 ГОД - 2-ой съезд по дошкольному воспитанию: была выдвинута задача воспитания коллективизма в труде,
1924 ГОД - 3-ий съезд по дошкольному воспитанию: пересмотрено содержание работы дошкольных учреждений по трудовому воспитанию, подчёркнута важность совместного труда взрослых и детей. Работник Наркомпроса Р. Прушицкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать. В это время были гонения на игры с куклой, на сказку... - ребёнок должен трудиться. Против такого направления выступали: А.В.Суровцева, Н.К.Крупская и др.
1929 ГОД - 4-ый съезд дошкольного воспитания: впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей,
В-40ые ГОДЫ - новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребёнка с наблюдениями за трудом взрослых.
1935 год - выход книги Р.И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана связь труда с игрой.
Годы ВОВ - искали содержание, методы, которые отвлекали бы дошкольника от тягот жизни, приносили радость.
В послевоенные ГОДЫ - проблеме трудового воспитания практически не уделялось внимания.
1960 ГОД - исследования З.Н.Борисовой, В.Г. Нечаевой позволили определить содержание систематического трудового воспитания.
1962 ГОД - в Программе детского сада определено содержание трудового воспитания, начиная с третьего года жизни.
1964 ГОД - начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С. Буре, А.Д.Шатова, В.И.Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие), определено содержание, средства, методы, формы организации труда дошкольников. Современный этап - «забвение» проблемы трудового воспитания дошкольников. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел практически отсутствует.