Содержательные основы формирования гражданской компетенции
Формирование гражданственности сегодня необходимо для того, чтобы из школьников вырастали полноценные члены общества, любящие свою страну.
Анализ педагогических исследований проблем гражданского воспитания за последние десятилетия показывает, что появившиеся подходы (Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.М. Таланчук и др.) фиксируют необходимость формирования гражданской компетентности как слагаемого целостности, нравственности личности [25, 63]. Так, в концепции Е.В. Бондаревской отмечается, что гражданское «воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», как «необходимое условие социализации личности». Оно является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции. Исследователь И.Н. Руссу при формировании гражданской компетентности предлагает учитывать две стороны: объективную – требования к гражданину со стороны государства и общества; субъективную – собственные интересы и потребности гражданина, его заинтересованность в реализации норм и требований государства и общества [20]. Рассмотрим непосредственно алгоритм формирования гражданской компетенции.
Процесс формирования гражданской компетенции, по мнению ряда ученых (А.С. Гаязова, Г.А. Голубевой, Т.Н. Османкина и др.) ставит перед собой три конкретные задачи: образовательную, воспитательную и развивающую [16, 37].
Образовательная задача заключается в раскрытии школьникам общечеловеческих и общегражданских ценностных ориентации перестройки и обновления общества, в вооружении их умениями вести политический диалог и дискуссии, в развитии умений ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.
Воспитательная функция гражданской компетентности проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.
Развивающая функция гражданской компетентности вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданская компетентность и деятельность формируют способность гражданского мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового гражданского и патриотического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке гражданской информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. [27, 144]
Все цели формирования гражданской компетенции реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей.
Реализация целей формирования гражданской компетенции достигается и реализуется благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной политики.
Так, по обоюдному мнению Т.Б. Журавлевой, С.И. Карпушкина, Т.Н. Османкина [43, 53] изучение природы способствует формированию эмоционально-волевого компонента гражданской компетенции. Это достигается за счет эмоционального восприятия первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального. Все это влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне [30, 304].
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитии ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания, определяет степень гражданской компетенции. Чем шире территория, считает Т.Н. Османкина, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы, по мнению С.И. Карпушкина, он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.) – утверждает Л.И.Аманбаева, тем больший гражданин данный человек, тем выше и истинней его гражданственность. [16, 410].
Когнитивный компонент, по мнению ряда ученых (Л.И. Алимбаева, А.В. Беляев, И.А. Галанцева, Т.Б. Журавлев и др.) гражданской компетенции формируется за счет приобретения следующих знаний [13, 25]:
- знания территории России и ее народов, исторических и культурных ценностей;
- знания Конституции России, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
- знания государственной символики, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
- приверженности России общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
Для формирования таких знаний, по мнению тех же авторов, необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:
- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа России;
- разъяснение Конституции, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, основанным на героической и полной драматизма истории русского народа;
- воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Россию, равную среди государств мирового сообщества;
- воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина;
- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа. Интернациональное воспитание;
- привитие любви и уважения к языку как языку коренного населения России, русскому и другим языкам народа;
- раскрытие красоты русской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
- формирование у мальчиков морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины;
- убеждение в необходимости для нашей страны мира и международного сотрудничества [6].
Показателями гражданской компетенции, как было выяснено нами в первом параграфе нашего исследования, являются не только гражданская грамотность, но и активность в самообразовании; умение вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности. В связи с этим, ведущее место в процессе формирования гражданской компетенции школьников занимает содержание образования (С.И. Карпушкин, Т.Н. Османкина, И.Н. Руссу) [50, 47]. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и гражданскими традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. [25, 171].
Кроме того, гражданская компетенция носит деятельный характер. Поэтому и ее формирование должно также осуществляться в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников (Т.Б. Журавлев, В.А. Сластенин), то есть в активном созидательном труде на благо Родины.
Важную роль в формировании гражданской компетенции, по мнению А.С. Гаязова, С.И. Карпушкина, И.Н. Руссу, играет организация работы по изучению государственных символов России и республики Башкортостан: герба, флага, гимна, символики других стран.
Конкретизируя процесс формирования гражданской компетенции младшего школьника, необходимо помнить, что у них должны формироваться самые общие пропедевтические представления о Родине как о стране, где они родились и растут (Г.А. Голубева) [16, 3]. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
В формировании гражданской компетентности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание (Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев) [4]. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а также различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но чтобы эта работа эффективно способствовала формированию у учащихся гражданской компетентности, она должна иметь определенную внутреннюю логику. Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон гражданственности. Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями (Г.А. Голубева, С.И. Карпушкин) [30, 5]. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. [12, 329]
Существенной стороной формирования гражданской компетенции учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины (И.Н. Руссу).
Еще одним из главных направлений работы учителя начальных классов на пути формирования у детей гражданской компетенции является формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Таким образом, вслед за Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляевым, И.А. Галанцевой и др., мы считаем, что формирование гражданственной компетенции детей, как подсистема общевоспитательной системы России должна основываться как на общих принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно выделить следующие [13]:
- национальное равноправие и единство. Этот принцип в настоящее время является ключевым;
- историзм и объективность. Почти по всему комплексу патриотического воспитания достижение конечной воспитательной цели становится возможным только через показ исторического примера, проведение исторической аналогии, изучение и анализ исторического опыта. Это превращает историзм из отличительной черты в принцип гражданского воспитания. При этом чрезвычайно важна объективность представляемой информации на уровне возможного в данный исторический момент;
- миротворчество через патриотизм. Младшее поколение в ходе гражданского воспитания приходит к неизбежному выводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный гражданин всегда миротворец, а это означает, что гражданское воспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи;
- единство патриотизма и интернационализма. Истинный гражданин, пекущийся о процветании своего Отечества, не может не признавать такого же права за гражданами иных государств. В этих противоположностях их единство. Гражданскому воспитанию неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное.
Итак, формирование гражданской компетенции состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами являются: культурно-исторический, героико-исторический, социально-политический, духовный, военно-технический.
Данные компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу формирования гражданской компетенции личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что мы можем формировать гражданскую компетенцию на всех учебных предметах, но особенно эффективно осуществлять этот процесс при изучении курса «Окружающий мир», т.к. в него включены все компоненты этого процесса.