Дидактические средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с дидактическими
средствами обучения, под которыми понимаютсяучебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства,способствующие достижению целей образования.
Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, которые воздействуя на органы чувств
учащихся, облегчают им непосредственное и косвенное познание
мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, выступают средством побуждения
учащихся к учебно-познавательной деятельности, а также управления и контроля(В.А. Сластенин).
Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и средства для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальныесредства учащихся: школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которымисвязана обоюдная деятельность учителя и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные участки, компьютеры т.п.
В практике обучения дидактические средства подразделяются на: визуальные (зрительные), к которым относятся натуральные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры.
Дидактические средства как важнейший элемент процесса обучения используются в тесной взаимосвязи со всеми его компонентами. Среди средств обучения, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе для глухих и слабослышащих, особую значимость приобретает компьютерные технологии.
Среди современных компьютерных обучающих языковых особую значимость имеют программы, направленные на овладение глухими и слабослышащими учащимися коммуникативной стороной языковой деятельности. Широко используется компьютер при работе по формированию произношения у детей с недостатками слуха на основе программно-аппаратного комплекса «Видимая речь».
Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном», разработанная коллективом НИИ коррекционной педагогики, позволяющая моделировать реальные жизненные ситуации с «компьютерным человечком», также нацелена на овладение коммуникационными навыками. Благодаря диалоговому принципу программа предлагает различные варианты развития событий и построения диалога при необходимостиповторения всего диалога или его частей. В Галлодетском университете (США) разработан метод обучения языку с использованием сети персональных компьютеров (П. Макни). Моделью нового метода, названного «Естественный метод, обучения языку глухих », послужила имитация грамматических конструкцийи словповседневного бытового общения.
Практика показала высокую эффективность этогометода обучения языку,обусловленную повышенной мотивацией учащихся к занятиям. Создание моделирующих обучающих речевых программ, а также сетикоммуникативных ситуаций в обучении глухих и слабослышащих станет мощным подспорьем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в специальной школе глухих и слабослышащих.
Содержание общего среднегообразования в школе глухих
Образование - происходящий на протяжении жизни, мыслительной, духовной, эмоциональной, практической деятельности процесс обретения своего, присущего данному человеку образа. Это процесс формирования внутреннего мира человека (поступки, мысли, действия, эмоции, жизненная позиция). Образование, с одной стороны, источник индивидуального поиска гармонии человека с собой, обществом и природой, с другой – мощный фактор социального, экономического и духовного развития общества.
Содержание общего среднего образования – сумма знаний, умений и навыков, соответствующих современному уровню научных знаний, педагогически переработанных в основы наук. Овладение общими основами à подрастающее поколение получает возможность получать непрерывное образование, участвовать в труде и общественной жизни, выбирать профессию и т.д. Источники образования – наука, культура, производство материальных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания.
Цель образования – разностороннее духовное развитие личности, её творческих способностей, интересов, нравственных качеств.
Основные задачи общего среднего образования направлены на формирование и развитие личности, на развитие способности к ориентации в современном мире, к принятию самостоятельных решений, на воспитание гражданственности, патриотизма, личной ответственности.
Цели и задачи определяют критерии отбора содержания общего образования.
В отношении отдельного человека образование обозначает его внутреннюю сущность, уровень сформированности личностных качеств. Применительно к образовательным системам образование понимается как организованный процесс определённой педагогической деятельности, в котором выделяются две формы – обучение и воспитание.
Обучение – процесс передачи знаний, умений, навыков, представлений о типах деятельности и способах её осуществления. Воспитание – процесс передачи норм поведения, ценностных ориентаций, на основе сложившихся устойчивых общественных представлений об идеале личности.
Одним из компонентов содержания образования являются знания – способность воспринимать, сохранять, воспроизводить информацию. Знания в действии характеризуются как умения. Они обеспечивают выполнение определённой деятельности в новых условиях. Способность к автоматическому осуществлению несложных видов деятельности определяется как навык.
Опыт обучения глухих детей доказал возможность сглаживания последствий основного дефекта и получения равного со слышащими общего образования при условии специально организованной коррекционной работы.
В настоящее время глухим детям предоставлена возможность обучаться не только в специальных школах, но и в школах общего типа, в школах для слабослышащих и др. В современных условиях содержание образования глухих определяется необходимостью обеспечения глухим равных со слышащимиправ в получении образования и особенностями развития их психической деятельности.à Содержание образования должно отражать совокупность требований по объёму знаний, способам их усвоения и практического использования, социальной адаптации на каждом этапе обучения.
Успешное овладение глухими учащимися знаниями, умениями и навыками зависят от учёта их слухоречевого развития при определении содержание образования, от подготовленности их к восприятию учебного материала, от развития способности овладения социальным опытом и др. à Содержание образования глухих должно быть направленно на развитие словесной речи, полисенсорной базы, на обогащение и расширение социального опыта и овладение всеми его элементами.
Содержание образования глухих находит своё выражение в учебном плане, учебных программах, предметах, специальных учебниках.
Таким образом, содержание образования глухих характеризуется наличием в нём компонентов, направленных на формирование у них компенсаторных механизмов, усвоение знаний об окружающем мире, развитие коммуникативных способностей, становление личностных свойств и качеств. Это находит отражение в базисном учебном плане. В нём на разных этапах обучения устанавливаются соотношение пропедевтических и систематических курсов в содержании каждого учебного предмета, сочетание ведущих и вспомогательных форм речи, порядок учебной деятельности на уроках, требования к объёму и количеству упражнений и самостоятельных работ.
На основе многолетних исследований и практики деятельности школ глухих был разработан Учебный план школы для глухих и Программы коррекционных образовательных учреждений первого вида (М.: Просвещение, 1997). Срок обучения в начальной и основной школе 10-12 лет (четыре ступени обучения с последовательным развитием и усложнением содержания образования: 1 ступень – первоначальный период обучения, подготовительный класс; 2 ступень – начальная, 1-3 классы; 3 ступень – первая основная, 4-7 классы; 4 ступень – вторая основная, 8-10 классы). В базисном плане выделяются базовые (обязательные для всех) общеобразовательные предметы, трудовая и профессиональная подготовка, предметы коррекционного цикла, а также школьный компонент (занятия по выбору), факультативы. В учебном плане компоненты не раскрываются содержательно, указывается только отводимое им учебное время.
Учебные планы школы глухих
Учебный план основного общего образования для глухих является главным компонентом общего среднего образования и включает обязательный набор учебных предметов с распределением часовой нагрузки между общеобразовательными курсами, обязательными предметами по выбору учащихся (школьный компонент) и факультативами на период обучения с подготовительного по 10 класс. Учебный план обеспечивает единство школьного образования глухих, непрерывность дошкольного, начального и основного общего образования и возможность дальнейшего обучения.
Этот документ устанавливает предельно допустимую нагрузку для школьника, обеспечивает индивидуальный подход учащимся с учётом уровня их развития, личностных особенностей, условий воспитания. Базисный учебный план даёт возможность школе создавать собственный учебный план исходя из способностей и потребностей учащихся данной школы. На основе федерального базисного плана разрабатываются региональные учебные планы. Из всех часов федерального компонента в базисном плане выделяются часы на национально – региональный компонент по общеобразовательным и коррекционным курсам.
В структуре федерального базисного плана выделяются инвариантная часть (образовательные курсы, трудовая практика, коррекционные курсы) и вариативная часть (занятия по выбору учащихся – школьный компонент, факультативы).
Базисный учебный план как нормативный документ определяет:
а) продолжительность обучения (в учебных годах) на весь период получения глухими основного общего образования (10 лет с дошкольной подготовкой, 11 лет с подготовительным классом) и на каждой ступени обучения (3-4 года - начальная школа, 7 лет – основная школа);
б) недельную учебную нагрузку для общеобразовательных и коррекционных курсов, школьного компонента, факультативных занятий;
в) обязательную недельную учебную нагрузку учащегося;
г) итоговое количество учебных часов, фиксируемых государством (обязательная учебная нагрузка, факультативы, индивидуальные и групповые занятия).
На основе принципа преемственности и непрерывности образования обеспечивается целостность основного общего образования и постепенность перехода от пропедевтических учебных дисциплин к систематическим, от обучения по специальным коррекционным программам к обучению по программам общеобразовательных курсов массовой школы. Создание особой педагогически организованной слухоречевой среды позволяет учащимся усвоить требуемый программой объём знаний и подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе.
Содержание основных компонентов базисного учебного плана.
Содержание основных компонентов образования, предусмотренных базисным планом, определяется программами коррекционных учреждений для глухих детей. Глухие дети, прошедшие дошкольную подготовку поступают сразу в первый класс, и обучаются в начальной школе три учебных года.
Дальнейший путь личностного развития глухого ребёнка, усвоения им необходимого объёма образования, осмысления нравственных норм зависит от уровня сформированности словесно – логического мышления, определяющегося языковой компетенцией, позволяющей воспринимать информацию в словесном оформлении и адекватно пользоваться ею. Для этого требуются специфические способы ознакомления их с языковой действительностью, включённые в целостною сурдопедагогическую систему в целях разностороннего воздействия на сохранённые и недоразвитые психические функции.
Все общеобразовательные и коррекционные курсы направлены на:
Стимуляцию сенсорно – перцептивной (развитие восприятия слухо-зрительного и слухового);
Создание условий для широкой коммуникативной практики при использованииЗУА;
Развитие мотивации и способов использования разных видов речевой деятельности (слухо – зрительная, слуховое восприятие и устное, письменное, устно – доктильноевоспроизведение речи);
Развитие навыков планирования и прогнозирования деятельности (практической и речевой).
Каждый общеобразовательный и коррекционный курс начальной школы готовит школьников к переходу на следующую ступень и обеспечивает системное стимулирующее воздействие на психическую деятельность ребёнка, данного возраста.
Базисный план среднего звена представлен более широким спектром общеобразовательных курсов при сохранении основного набора коррекционных курсов. В старших классах базисный учебный план предусматривает полный набор общеобразовательных курсов и специальные коррекционные предметы. На данном этапе обучения уделяется большое внимание всесторонней учебной информацией по всем учебным предметам.
Усложнение коррекционных курсов выражается в расширении коммуникативной практики, в усвоении норм речевого этикета, в воспитании готовности к общению.
Учебные предметы
В учебном плане отражается система учебных предметов. На уровне учебного предмета конкретизируется содержание образования.
Предмет «Родной язык и литература» выступает как общеобразовательный предмет в традиционном его понимании и как специальный коррекционный курс, обеспечивающий социализацию учащихся. Данный курсвключает в себя на каждой ступени обучения набор специальных учебных предметов:
1 ступень – обучение дактильной речи, устной речи, грамоте;
2 ступень – развитие речи, чтение и развитие речи, формирование грамматических обобщений и письмо;
3 ступень – развитие речи, чтение и развитие речи, литература, сведения по грамматике;
4 ступень – грамматика, развитие речи, литература(8 Кл.),история и теория литературы (9-10 Кл.).
Математика – учебный предмет общеобразовательного курса базисного плана основного общего образования глухих. Математика даёт основные сведения из арифметики, алгебры и геометрии. Задачи начального курса – научить производить арифметические действия с натуральными числами в пределах миллиона, решать элементарные уравнения на сложение и вычитание, умножения и деления, решать задачи в два – три действия, овладеть геометрическими понятиями. В основной школе в 4 – 6 Кл. изучаются арифметика и алгебра, в 7- 10 – алгебра и геометрия. Объём требований к знаниям по математике определён программой школы для глухих. Требования к знаниям учащихся 8 – 10 Кл. соответствует обязательному минимуму содержания образования по математике общеобразовательной школы.
Предмет «окружающий мир» (подготовительный – 2 Кл.) занимает особое место среди общеобразовательных курсов базисного плана. Продолжается в 3 – 5 Кл. как «природоведение». Этот курс способствует адаптации глухого ребёнка к окружающей действительности. Задача курса – последовательная формирование представлений об окружающей действительности о роли предметной деятельности и труда в развитие человека, развитие первоначальных представлений и знаний о мире в целом.
Биология – направлена на подготовку учащихся к активной деятельности в области народного хозяйства. Курс помогает овладеть знаниями о живой природе, способствует гигиеническому воспитанию и стремлению к здоровому образу жизни.
В программы школ для глухих включён новый предмет «география и экология». Данный курс даёт учащимся знания о законах развития природы планеты, формирует систему взглядов, принципов, норм поведения, способствует раскрытию многообразия форм жизни.
Образовательная область «химия» – одна из базовых в основном общем образовании. Усвоение обязательного минимума химических знаний способствует выработке у учащихся культуры мышления и поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей среде.
Цель химического образования – сформировать систему химических знаний как компонента естественно – научных знаний об окружающем мире и его законах, выработка умений безопасного обращения с веществами в быту и др.
Физика – учебный предмет общеобразовательного курса, базисного плана в 7 – 10 Кл. Курс играет ведущую роль в современном естествознании, изучает наиболее общие свойства и законы движения и материи.
История входит в число обязательных общеобразовательных курсов базисного плана. История изучается с учётом нормативов базисного учебного плана в двух параллельных курсах: «всеобщая история» и «история отечества». История помогает накапливать знания о движении человечества во времени и о его развитии.
Учебный предмет «изобразительное искусство» составляет неразрывную часть учебно – воспитательного процесса. Задача курса развитие у детей эстетических чувств, развитие художественно – изобразительных способностей, творческого воображения и др.
Черчение – учебный предмет, дающий навыки выполнения и чтения чертежей, способствует формированию основ графической грамоты.
Физкультура – входит в общий образовательный курс и исходит из задач подготовки физически развитой личности, подготовки глухих учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Коррекционная подготовка глухих осуществляется через специальные учебные предметы: предметно – практическое обучение (ППО), музыкально – ритмические занятия, ФПиРСВ. Цель ППО – расширить коррекционное воздействие на глухого ребёнка, ускорить выравнивание имеющихся отклонений в развитии. Задача ППО – использовать чувственную полимодальную основу познания для естественного процесса формирования высших психических функций и усвоения языка. Музыкально – ритмические занятия проводятся в нулевом, 1 – 5 классах.