Использование икт на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, важно отметить значительный рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличивается количество и разнообразие негативных факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.
Проблему задержки психического развития дошкольников и ее коррекции в нашей стране изучали такие исследователи и педагоги, как Борякова Н.Ю., Власова Т.А., Выготский Л.С., Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Ульенкова У.В., Сухарева Г.Е., Мастюкова Е.М., Марковская И.Ф., Забрамная С.Д., Глухов В.П., Шевченко С.Г., Левченко И.Ю. и другие.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с ЗПР в нашей стране существует система специальных дошкольных учреждений. Это детские сады и группы для детей с задержкой психического развития, основной целью которых является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и физически развитого ребенка.
Согласно последним исследованиям Вильшанской А.Д., Марковой Л.С., Борисовой Е.Ю., наиболее частой причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте является сочетание задержки психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями которого, являются двигательная расторможенность, дефекты концентрации внимания, импульсивность поведения, а также проблемы во взаимоотношениях с окружающими [2].
Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не всегда интересны и часто малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей с ЗПР. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно-коммуникативные технологии и средства обучения.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [8].
Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя – дефектолога, так как информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ЗПР.
В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – это логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом [13].
В настоящее время уже накоплен определенный опыт по применению средств ИКТ в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Так под руководством О.И. Кукушкиной был создан пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями слуха, речи и ЗПР по формированию представлений об окружающем мире и математических представлений [13].
О.И. Кукушкина отмечает, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей [10]. Многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.)
Применение ИКТ в коррекционной работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ЗПР, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.
В условиях работы группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР использование ИКТ имеет свои особенности. Так, например, материал подбирается разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимым» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора.
Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий [11].
Практика показала, что при условии систематического использования информационно-коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается.
Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд дефектолога, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.
2. Борисова, Е. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / Е. Ю. Борисова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
4. Габдрахманова, Р. М. Использование компьютерных презентаций в коррекционно-логопедической работе ДОУ [Текст] / Р. М. Габдрахманова, С. А. Ширшова. – САМАРА, 2009. – 69 с.
5. Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. – 2004. – № 2.
6. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М: Педагогика, 1984. – 256 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь особому ребенку [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – С-Пб., 2000. – 96 с.
8. Клоков, Е. В. Технология проектного обучения [Текст] / Е. В. Клоков, А. В. Денисов // Школа. – 2006. – №2. – С. 29-36.
9. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы [Текст] / О. И. Кукушкина. // Дефектология. – 1994. – № 5.
10. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст] / О. И. Кукушкина. // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
11. Репина, 3. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения [Текст] / 3. А. Репина, Л. Р. Лизунова. // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5.
12. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
13. Фатихова, Л. Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей [Текст] / Л. Ф. Фатихова. // Логопед. – 2014. – №2. – С. 20-25.