Тест возрастающей трудности (методика Равенна)
Предназначен для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной закономерностью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Суммарный показатель по специальной таблице переводится в %. По специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня.
Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.
Детский тест интеллектуальных способностей К.Рассела.
Предназначен для измерения умственного развития детей в возрасте от 7 до 14 лет, полностью овладевшими навыками счета и чтения. Он может предъявляться как индивидуально, так и в группе. Крайне желательно предъявлять этот тест в «батарее» с другими тестами (лучше всего с невербальными). Тест измеряет только общие способности ребенка.
При обработке теста учитывается число правильных ответов и в зависимости от этого по таблице норм определяется соответствующий процентиль или коэффициент интеллекта.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова и др.).
Для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Позволяет также увидеть проблемные зоны в усвоении учебного материала по предметам. С этой целью может анализироваться по количеству неверных ответов по отдельным предметным областям (прим. автора).
Тест включает 6 наборов заданий (субтестов).
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу нужно по команде. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.
Диагностика общей школьной зрелости (модификация процедуры Йрасека – Керна) (используется для испытуемых дошкольного возраста.).
Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе. Ее выполнение дает представление об уровне психического развития ребенка дошкольного возраста, степени зрелости моторики, восприятия непосредственно воспринимаемых предметов, мышления, произвольности и социального развития. Методика состоит из трех заданий, которые выполняются на стандартных листах. Эти задания моделируют те действия, которые наиболее распространены на уроке. Каждое из заданий оценивается по 5-ти бальной шкале. Причем наименьшие баллы выставляются за правильно и качественно выполненное задание. Результаты суммируются и делается вывод об уровне готовности ребенка к школе.
Тест интеллекта Слоссона (Е.Е. Туник, Ю.И. Жихарева) (адаптированный).
Направлен на определение уровня вербального интеллекта и оценивается с помощью стандартного взвешенного показателя (среднее =100, стандартное отклонение = 16) типа IQ. Тест предназначен для широкого возрастного диапазона: для детей от 4 до 16 лет и взрослых. Проводится в индивидуальной форме. По сути тест является экспресс-методикой, время проведения его примерно 15 минут, обработка экспериментальных данных требует нескольких минут.
Всего тест содержит 187 вопросов, которые сведены в группы по возрастным уровням. Для каждого возраста подобраны соответствующие вопросы на общую осведомленность, на сходство и различие, на понятливость, словарные, арифметические, оценивающие слуховую память, на предложения. Вопросы внутри каждого возрастного уровня приблизительно одинаковые по трудности и расположены без учета сложности задания.
За правильный ответ напротив номера вопроса проставляется «1», за неправильный – «0» балла. После завершения опроса идет количественная обработка данных, результат соотносится с «базовым результатом».
Тест Торранса (креативность мышления).
Рекомендуется для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-7 лет) и до выпускных классов (17-18 лет) ответы на задания этих тестов даются испытуемым в виде рисунков и подписей к ним. Тестирование должно проходить в виде игры. Тестирование проводится групповое, но с младшими школьниками группа не должна превышать 10 человек, а с дошкольниками рекомендуется индивидуальная работа. Время выполнения фигурной формы 30 минут. Обработка экспериментальных материалов идет по строгой схеме с учетом таблицы как описательно, так и количественно.