Методика развития словаря детей дошкольного возраста
Сущность словарной работы в детском саду, ее место в общей системе работы по развитию речи и ее значение в развитии детей.
Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста. Количественное накопление слов и качественное освоение их значений. Индивидуальные различия в словаре детей. Развитие обобщающей функции слова на протяжении дошкольного детства. Способы освоения слов в зависимости от возраста. Роль подражания речи взрослых и ознакомления с окружающим миром. Значение словотворчества для обогащения словаря детей.
Задачи и содержание словарной работы. Отбор слов в соответствии с усвоением знаний об окружающем мире, о себе, о способах деятельности и опытом эмоционально-оценочного отношения к действительности.
Состав лексических навыков: соотнесение слова и реального предмета; понимание различий между словами с обобщенным и конкретным значением, между словами, называющими целое и части; усвоение многозначности слов, синонимии и антонимии, фразеологических оборотов речи.
Принципы словарной работы: единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное познание мира; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с развитием других сторон речи; семантизация лексики.
Характеристика методов и приемов словарной работы. Методы введения слова в речь детей, методы закрепления и активизации словаря. Приемы словарной работы: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приемы привлечения внимания детей к слову.
Словарная работа в разных видах деятельности. Последовательность в работе над словарем. Использование методов обучения в зависимости от этапа работы.
Развитие словаря на втором и третьем годах жизни и процесс первоначального ознакомления с предметами и явлениями. Использование игровых приемов и активных действий детей с предметами для формирования отчетливых образов предметов, явлений. Методика введения новых слов. Организация речевой активности детей на занятиях с целью освоения новых слов. Повторяемость и усложнение содержания занятий. Использование новых слов в общении.
Развитие словаря детей на основе углубления знаний о предметах, явлениях. Наглядность и ее виды. Организация активной познавательной деятельности детей с предметом (обследовательская деятельность). Методика введения новых слов в активную речь детей, их использование в ответах предложениями. Развитие словаря в процессе ознакомления детей с качествами и свойствами предметов и материалов: требование наличия раздаточного материала, обследование предметов и материалов, сравнение противоположных качеств и свойств предметов; связь сенсорного развития и развития словаря. Закрепление умения выделять определенное качество в окружающих предметах по слову, группировка предметов на основе данного качества. Роль сравнения предметов в словарной работе.
Методика формирования слов, обозначающих видовые обобщения, в младшем и среднем дошкольном возрасте. Подбор предметов, одинаковых по использованию, но разных по внешним признакам, как основа для видовых обобщений. Подбор предметов, близких по внешнему виду, но разных по назначению и использованию, как основа дифференцирования, конкретизации понятий. Организация речевой активности детей в деятельности с предметами.
Введение в словарь детей среднего и старшего дошкольного возраста слов, обозначающих элементарные родовые обобщения. Выделение и осознание детьми существенных и несущественных признаков. Освоение родовых обобщений на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений.
Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни и природы. Наблюдения и экскурсии. Их роль в ознакомлении детей с трудом взрослых, окружающей общественной жизнью, природой и развитием словаря. Содержание наблюдений и словарной работы в процессе ознакомления с трудом и другими общественными явлениями в различных возрастных группах. Методика проведения наблюдений и экскурсий. Организация активной познавательной и речевой деятельности детей, внимание к словарной работе в ходе экскурсии. Требования к вопросам и указаниям воспитателя. Связь словарной работы на экскурсиях с речевой работой (беседа, рассказы из опыта).
Усвоение детьми слова как единицы языка. Методика формирования смысловой стороны слова. Дидактические игры и словарные упражнения, их использование для решения задач словарной работы. Содержание и методика их проведения в разных возрастных группах. Игрушки, картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром, действительностью и в развитии словаря. Методика их использования.
Роль детской литературы и устного народного творчества в словарной работе. Методика обучения отгадыванию и придумыванию загадок. Пословицы и поговорки, их использование в словарной работе.