Профессиональное педагогическое сознание
Сформированность педагогического сознания, наличие профессиональной Я-концепции определяют готовность учителя к выполнению своих социально значимых функций. Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» (1986) называет Я-концепцию, В-концепцию (концепцию воспитанника), Д-концепцию (концепцию деятельности) компонентами педагогического сознания. Отечественные исследователи, изучая проблемы отбора содержания профессиональной подготовки учителя, выявили, что уровень его мастерства зависит от того, какой из этих компонентов стал ведущим. Педагогов-мастеров отличает доминирование В-концепции на фоне развитых и развивающихся Я- и Д-концепций.
Развитие Я-концещии предполагает объективное самовосприя тие и способность к рефлексии. По словам Бернса, всякий человек при условии позитивного самовосприятия чувствует себя более удовлетворенным; повышается его уверенность в себе, продуктивность и эффективность его работы.
В качестве конструктивного элемента педагогического сознания Д-концепция находит выражение в сформированности представления у педагога о сущности, характере, структуре педагогической деятельности, ее социальной и культурологической значимости. Д-концепция направляет творческий поиск учителя, определяет арсенал методов, средств и приемов его педагогического взаимодействия. Она определяет и характер этого взаимодействия. Если эта концепция является самоцелью, то такой учитель владеет массой вариативных методик, но не может добиться высоких результатов, так как в его работе ученик — не субъект взаимодействия, а абсолютный объект приложения усилий. Такая педагогическая деятельность выступает не как субъект-субъектная, а как субъект-объектная.
Один из сложнейших элементов педагогического сознания — концепция воспитанника. Если самопознание и самоосознание всегда спонтанно волнуют любого человека, а вооруженная необходимой методикой значительная часть студентов педагогических учебных заведений и молодых учителей охотно начинают заниматься собой и если на формирование Д-концепции в процессе профессиональной подготовки учителя направлены все частные методики, то становление В-концепции идет трудно. Каждый будущий учитель в детстве учился в школе, многие ходили в детский сад, кто-то прошел путь детский сад — школа — среднее специальное учебное заведение. Везде он вступал во взаимодействие с воспитателями и учителями, у которых в основном, к сожалению, не была сформирована установка на субъект-субъектный характер педагогической деятельности. Этот стереотип подсознательно перенимался будущим учителем. Согласно одному из социологических исследований, только четверть учителей связывают причины неудач в обучении с собственными пробелами в знаниях, недостаточной подготовкой, отсутствием необходимых навыков. Остальные 75% склонны искать причины в учениках, их родителях, общих проблемах школы и общества. Считая, что ученик сам виноват в том, что не приобрел в школе желания учиться, 67% учителей, забыв о своем профессиональном долге, стремятся избавиться от детей, не проявляющих интереса к учебе. И только треть учителей понимают, что именно учитель должен заинтересовать ученика в получении образования. «Чтобы обучать другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому» (М. Монтень).
Концепция воспитанника самоценна и в возрастном аспекте. Учитель не просто любит детей, он любит работать с детьми определенной возрастной группы. Известна масса случаев, когда учитель или воспитатель, поменяв в силу разных причин возраст воспитанников, с которыми он работал, не справлялся со своими обязанностями или работал менее успешно. Для учителя начальных классов возраст воспитанников определяет его педагогическую позицию и даже доминирование иных личностных качеств по сравнению с учителями средних и старших классов.
Педагогическая деятельность как творческий процесс
Многие исследователи проблем творчества склоняются к мысли, которая естественно рождается из понимания психики человека: творчество составляет сущность деятельности человека. Оно свойственно человеку как сознание, мышление, память, воображение. Предпосылкой творчества является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в его способности к многостороннему, вариантному видению мира. В творчестве человек предстает как самодеятельное, саморазвивающееся существо, субъект и одновременно результат своей собственной деятельности. В своей работе «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1990) Н.А. Бердяев писал, что в опыте творчества преодолевается подавленность, раздвоенность, порабощенность внеположностью. Под творчеством он понимал не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни. Творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт.
Согласно Э. Фромму, сущность человека выражается в пяти истинных потребностях: 1) познания; 2) творчества; 3) глубинности бытия; 4) общения; 5) постижения себя через других. Вторая потребность, описанная им, — это потребность в творчестве как глубинной интенции (стремлении). Она продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, считает он. Люди всегда стремятся преобразовать мир.
Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандровым, В.А. Сластениным и др.
П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал о том, что в школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя.
П.Ф. Каптерев также писал о творческом характере педагогической деятельности, характеризуя ее как сложную, с чисто научными, объективными, и чисто личными, творческими элементами педагогического искусства и таланта. Ее основа — научные знания вообще, своего предмета, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен стать художником: переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его применительно к разным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойствами. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем. Так же считал и А.С. Макаренко: система средств не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается хотя бы уже потому, что ребенок растет, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна.
Педагогическая деятельность и деятельность работников искусств имеют много общих черт:
— значительное постоянное наличие моментов работы, не поддающихся автоматизации;
— наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);
— специфические профессиональные эмоции;
— значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;
— присутствие творческого элемента.
В своем труде «Педагогическая деятельность как творческий процесс» (1976) В.А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объектно-субъектного педагогического воздействия». Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми.
Творчество — всегда появление чего-то нового. Понятие «созидание», пожалуй, точнее других характеризует творческий характер педагогической деятельности. Учитель, воспитатель с помощью действительно творческих усилий и труда раскрывает потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать и тот факт, что педагогическая деятельность, будучи творческой по существу, реализуется в качестве таковой только в определенных объективных и субъективных условиях. Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата, — конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса — оценка и интерпретация полученных данных — формулирование новых задач (В.А. Сластенин).
Можно назвать следующие критерии педагогического творчества:
— разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;
— способность к самосовершенствованию и самообразованию;
— эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
— формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
— способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
— способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;
— умение видеть «веер вариантов»;
— умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
— наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
— диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности.
Педагогическая импровизация— такое действие в ходе педагогического процесса, которое возникает в ответ на неожиданную ситуацию, когда создание и воспроизведение совпадают по времени.
Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстротой реакции, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено.
Этапы импровизации:
- озарение (инсайт);
- интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации;
- публичная реализация с интуитивно-логической коррекцией;
- мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации.
Импровизация педагога, чтобы считаться таковой, всегда должна иметь педагогическое значение, а не представлять собой способ выйти из сложной ситуации или заполнить паузу.
Интуиция — чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь без развернутого логического обоснования.
Способность к интуиции формируется тоже только на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии. И.В. Страхов в книге «Психология творчества» (1968) объяснял, что внезапное возникновение творческих мыслей возможно «только в системе сознательного упорного творческого труда на основе длительного и глубокого осмысления проблемы. Ожидание появления творческих мыслей, не подкрепленное систематическим творческим трудом, будет тщетным и не приведет к актуализации творческого процесса». Творческий учитель — это большой труженик, постоянно совершенствующийся и развивающийся.
Согласно В.И. Загвязинскому, педагогическому творчеству присущи свои специфические особенности.
1. Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях, требующих немедленного реагирования: ежедневные уроки, ежеминутные, ежечасные непредвиденные ситуации, постоянное общение с детьми. У него есть возможность сопоставить замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, но не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.
2. В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.
3. Педагогическое творчество — это всегда сотворчество с детьми, коллегами.
4. Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке, что требует от учителя умения' управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.
Таким образом, как уже отмечалось, своей спецификой обладают: предмет педагогического творчества — формирующаяся личность, инструмент — личность учителя, сам процесс — сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров, результат — определенный уровень развития личности воспитуемого.
В творческой деятельности учителя выделяют, как правило, три сферы: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.
Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа различных педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия, с адаптацией существующих способов и педагогических систем к педагогической индивидуальности.
Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.
Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой личности, своих профессионально-личностных качеств, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования. С самопознанием связаны и первые две сферы педагогического творчества, поскольку вне осознания себя как личности и субъекта педагогического процесса, без рефлексирования своих действий й их результатов учитель не может состояться как мастер, творец.
Такие состояния, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным, тормозят раскрытие творческого потенциала личности. Американский психолог Л.С. Кюби считает, что нетворческое сознание излишне логично и ограничено строго упорядоченными символами и понятиями, которые подавляют воображение и фантазию. В немалой степени этому способствует организация учебной деятельности по принципу репродукции и действий по образцу, в пределах заученных схем и предложенных инструкций. При этом тенденция к ориентации на репродуктивный, исполнительский уровень учебно-познавательной деятельности 1 по мере обучения усиливается.
Понятие «новаторство» тесно связано с творческим поиском педагога. Новаторство — прогрессивные нововведения, совершенствующие практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной (Ю.К. Бабанский).
В каждом новаторском поиске и передовом опыте всегда следует выделять всеобщее, особенное и единичное. Всеобщее можно условно отнести к той общепедагогической идее, которая в нем заложена, например липецкий опыт творческого подхода к структуре урока, ростовский — оптимизации учебного процесса, татарский — проблемного обучения и т.п. К особенному относится то, что применимо лишь в определенной возрастной группе, сфере одного цикла учебных дисциплин или в своеобразных условиях города, села, географического региона. К категории особенного можно отнести опыт С.Н. Лысенковой (возрастная группа начальной школы), В.Ф. Шаталова, Е.П. Ильина (специфика предмета). Единичное обнаруживается в оригинальном подходе конкретного учителя, связанном прежде всего с индивидуальным стилем деятельности, своеобразием личности и условий организации педагогического труда. В этом аспекте каждый новатор неповторим и самобытен.
В зарубежной науке предпринимаются попытки классифицировать учителей, опираясь на их новаторскую деятельность и отношение к новшествам (инновациям). Американский исследователь Э.М. Роджерс дал такую классификацию: новаторы (2,5%), ранние реализаторы (13,5%), предварительное большинство (34%), позднее большинство (34%), колеблющиеся (16%). Новаторы сами активно ищут новые способы работы и очень охотно и быстро перенимают инновации. Ранние реализаторы — учителя, которые, достаточно быстро получив информацию о нововведении, критически его оценивают и только потом вводят в свою практику. Предварительное большинство тоже достаточно активно и открыто к новшествам, но они не торопятся их реализовать, им требуется для этого гораздо больше времени, чем предыдущей груп-. пе. Позднее большинство — «общей характеристикой этих субъектов является скепсис», они осваивают новшества очень осмотрительно и чаще под давлением внешней среды. Колеблющиеся ориентированы на традиционные ценности, обращены к прошлому опыту и тормозят распространение новшеств. Югославские ученые в эту классификацию вносят определенный корректив, считая, что последняя группа представлена в реальности двумя группами: теми, кто долго колеблется, но все-таки принимает и осваивает отдельные новшества, и теми, кто никогда их не принимает и не осваивает. Последние составляют около 3%. Один из югославских исследователей предлагает такие группы: пионеры, лидеры, ведомые, конформисты, традиционалисты, консерваторы.
Изучая факторы, влияющие на отношение учителей к инновациям, исследователи не получили убедительных данных, что определяющими могут быть возраст, стаж или образование, но установили достаточно достоверную корреляцию между информированностью учителя и его отношением к новаторству. Как считает Крсте Ангеловски, учителя с хорошей информированностью положительно относятся к новшествам и, наоборот, у преподавателей с плохой информированностью о новшествах отрицательное отношение к новаторству.
К организационно-педагогическим и социально-психологическим условиям, стимулирующим творческий педагогический поиск, можно отнести следующие:
— создание определенного микроклимата в педагогических коллективах, ориентированного на доброжелательность, взаимоподдержку, взаимообучение и творческую неуспокоенность;
— определение наиболее актуальных и перспективных направлений творческого поиска;
— альтернативность, вариативность и разумную свободу в педагогической деятельности;
—' демократизацию и гуманизацию системы образования;
— самообразование;
— оказание необходимой научно-методической помощи;
— материально-техническое оснащение учебных заведений, укомплектованность психолого-педагогической и методической литературой;
— анализ, оценку и широкое, на добровольных началах, распространение на практике результатов творческого поиска учителей и педколлективов;
— формирование у каждого учителя потребности в самоанализе и самопознании и вооружение соответствующими методиками.
Педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство — это уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство достигается совокупностью следующих условий:
1) наличием профессионально значимых личностных качеств;
2) педагогической и общей эрудицией и готовностью к самосовершенствованию и самообразованию;
3) педагогическим сознанием в единстве с сформированными позитивной личностной и профессиональной Я-концепцией, В-концепцией, Д-концепцией;
4) владением педагогической технологией и техникой:
— современными образовательными и воспитательными технологиями;
— методикой обучения и воспитания;
— техническими средствами обучения и современными информационными технологиями обучения и воспитания;
— речью;
а также умением:
— общаться;
— управлять своим поведением и своими реакциями;
— управлять собой как инструментом педагогического воздейст вия и взаимодействия.
Мастер от немастера, как убедительно доказала Н.В. Кузьмин отличается главным образом тем, что мастер знает и умеет. Немастер не предполагает, какой должна быть последовательность педагогических действий. Мастер обычно знает, какие действия приводят к положительному результату. Первый подчас ограничивается поверхностным знанием детей, а второй изучает особенности коллектива. Главная отличительная особенность его деятельности заключается том, что он опирается на знание психологии детей, которое сказывается и в применении многообразных методов воспитания и обучения на практике, и в создании новых методов, и в предвидении возможных последствий их применения. Знание психологии детей позволяет мастеру при решении педагогических задач проявлять больше творчества, при этом в последовательности педагогических действий допускать меньше случайностей. Таким педагогам присуща творческая активность.
Можно сделать вывод о том, что основой мастерства являются прежде всего фундаментальные знания и выработанные на их основ умения, безусловно выступающие в тесном единении с личностным качествами учителя и его способностями к творчеству.
Вопросы и задания
К§1
1. Объясните смысл идеи целостности педагогического процесса. К чему, по вашему мнению, привело бы дальнейшее разведение вопросов обучения и воспитания в теории и на практике?
2. Охарактеризуйте структуру целостного педагогического процесса, предварительно познакомившись с подходом к ее пониманию, предлагаемым другими учебными пособиями.
3. Какие функции реализуются в целостном педагогическом процессе? Сравните их объяснение по другим пособиям. Сделайте для себя обобщенный вывод.
4. Прямого объяснения механизма действия противоречия как движущей силы в тексте нет, но из контекста это можно понять. Попробуйте объяснить механизм их действия на развитие личности. Как вы считаете, почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?
5. Поставьте условия организации педагогического процесса в таком порядке, чтобы у растущего ребенка не расходились слово и дело, формировались ответственность, совесть, стыд.
К§2
1. Ознакомьтесь с позициями авторов разных пособий в определении законов и закономерностей педагогического процесса. Определите свою позицию и обоснуйте ее.
2. К чему, по вашему мнению, приведет несоблюдение сложившихся принципов в процессе обучения и воспитания?
3. Проиллюстрируйте каждый принцип конкретными примерами из практики воспитания и обучения (на основе примеров из жизни, книг, кинофильмов, СМИ).
4. Докажите, что все принципы целостного педагогического процесса между собой взаимосвязаны.
5. Посетите урок по вашей специальности и определите, какие закономерности и принципы вы смогли увидеть в действии, нарушение или игнорирование каких закономерностей или принципов привело к неудачам на уроке. Сделайте общие выводы о значении знания учителем закономерностей и принципов педагогического процесса.
К§3
1. В чем заключается сущность и особенности педагогической деятельности в вашем понимании?
ГЛАВА 16