Поурочный рабочий (тематический)
план на четверть
Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он имеет и другое название – «четвертной»). В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Рис. 19. Варианты годового плана-графика учебного процесса по
физическому воспитанию (для V класса)
Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана.
В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объемы изучения нового основного материала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования умений и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и постепенного усложнения по занятиям (поурочно).
Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на занятиях должны также постепенно возрастать.
Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культуре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.
Знания следует планировать с учетом прохождения конкретного практического материала на занятиях. Например, если запланировано обучение двигательным действиям, то следует предусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения.
При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить обучаемых к их овладению;
2) обучение технике конкретного двигательного действия надо проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании обучение, концентрированное во времени;
3) строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исключая отрицательный перенос.
Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса.
Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем предусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на прохождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).
Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем раскрываются не только содержание, но и методика обучения в системе занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их последовательное повышение.
В рабочих планах, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей указывается в планах-конспектах занятий. ,
Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.
В качестве примера ниже приводятся два варианта рабочего плана на четверть.
В соответствии с рабочим планом на I четверть рассмотрим поурочные задачи обучения.
Поурочные задачи обучения на I четверть
Урок 1. 1. Познакомить с содержанием нового комплекса УГГ. 2. Провести беседу по технике безопасности во время занятий на спортивной площадке (бег, прыжки, метания, полоса препятствий). 3. Повторить старт с опорой на одну руку, учить низкому старту (положения). 4. Провести бег до 2 мин для развития выносливости. 5. Контрольное троеборье.
Вариант 1
Рабочий план на I четверть для VI класса (по И.И.Должикову, 1997)
Учебный материал | Номера уроков | |||||||||||||||||
Основы знаний Правила безопасности на полосе препятствий | + | |||||||||||||||||
Содержание нового комплекса по утренней гигиенической гимнастике (УГГ) | + | + | ||||||||||||||||
Строй Повторение упражнений IV класса | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Строевой шаг | + | + | ||||||||||||||||
ОРУ Специальные беговые | + | + | + | |||||||||||||||
Специальные прыжковые | + | + | + | |||||||||||||||
Линейные эстафеты с этапом до 50 м | + | + | ||||||||||||||||
Преодоление полосы препятствий (4–5 препятствий) | + | + | ||||||||||||||||
В парах на сопротивление | + | + | ||||||||||||||||
С гимнастическими скакалками | + | + | + | |||||||||||||||
С набивными мячами (гантелями) | + | + | + | |||||||||||||||
Типа зарядки | + | + | ||||||||||||||||
Легкая атлетика Старт с опорой на одну руку (повторение | С | С | ||||||||||||||||
Низкий старт | Р | З | С | У | ||||||||||||||
Бег 60 м с низкого старта | У | |||||||||||||||||
Прыжки в длину с разбега | Р | Р | У С 3 | У с | ||||||||||||||
Метание мяча 150 г с четырех-пяти шагов | З | З | С | У | ||||||||||||||
Бег в умеренном темпе (мин) | у | |||||||||||||||||
Баскетбол Ловля и передачи мяча | С | С | С |
Окончание
Передачи мяча со сменой мест в тройке | С | С | С | |||||||||||||||
Ведение мяча шагом и бегом (прямо) | Р | С | ||||||||||||||||
Броски мяча по кольцу после ведения | Р | С | ||||||||||||||||
Учебные игры 3х3, 4 х4 по упрощенным правилам | + | + | + | |||||||||||||||
Игры Эстафеты с преодолением препятствий | + | + | ||||||||||||||||
Эстафеты с предметами | + | + | ||||||||||||||||
Эстафеты с элементами баскетбола | + | + | + | + | + | |||||||||||||
«Перестрелка» | + | + | ||||||||||||||||
Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м с высокого старта | У | |||||||||||||||||
Прыжки в длину с места | У | |||||||||||||||||
Подтягивание на перекладине | Р | С | У | |||||||||||||||
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||||||||||||||
Бег 60 м | 9,8-10,4-11,1 с | 10,3-10,6-11,2 с | ||||||||||||||||
Метание мяча 150 г с разбега | 36-29-21 м | 23-18-15м | ||||||||||||||||
Прыжки в длину с разбега | 360-330-270 см | 330–280–230 см | ||||||||||||||||
Бег 1500 м | 7.30-7.50-8.10 мин | 8.00-8.20-8.40 мин | ||||||||||||||||
Подтягивание на перекладине: мальчики – высокая, девочки – низкая | 7–5–4 раза | 17-14-9 раз |
Условные обозначения:
знак «+» указывает на использование этого материала в уроке;
Р – разучивание двигательного действия под непосредственным контролем учителя;
3 – закрепление двигательного действия;
С – совершенствование двигательного действия;
У – учет знаний, умений и навыков, показателей в контрольных тестах или других упражнениях учебной программы.
Урок 2. 1. Повторить технику старта с опорой на одну руку. 2. Продолжить (закрепить) обучение технике низкого старта. 3. Провести контроль за двигательной подготовленностью на скорость (бег 30 м с высокого старта). 4. Провести бег до 3 мин с одним ускорением до 100 м.
Урок 3. 1. Совершенствовать технику низкого старта. 2. Проверить двигательную подготовленность в прыжках в длину с места. 3. Учить прыжкам в длину способом «согнув ноги». 4. Провести бег до 4 мин с двумя ускорениями по 50–60 м.
Урок 4. 1. Провести учет освоения бега на 30 м с высокого старта. 2. Закрепить технику прыжка в длину (разбег и отталкивание). 3. Учить метанию мяча с разбега 4–5 шагов. 4. Провести бег до 5 мин с двумя ускорениями по 50–60 м.
Урок 5. 1. Провести учет освоения бега на 60 м с низкого старта. 2. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега. 3. Закрепить технику разбега при метании мяча. 4. Провести бег до б мин с двумя ускорениями до 60 м.
Урок 6. 1. Провести учет освоения прыжков в длину с разбега. 2. Совершенствовать технику метания мяча с разбега. 3. Провести бег до 7 мин с двумя-тремя ускорениями по 50–60 м.
Урок 7. 1. Для развития координации и ловкости провести преодоление полосы препятствий с 4–5 препятствиями. 2. Провести учет освоения метания мяча на дальность с разбега. 3. Провести бег до 8 мин.
Урок 8. 1. Продолжить обучение технике преодоления различных препятствий. 2. Распределить учащихся на два забега (мальчики и девочки) и провести бег на результат на 1 500 м (мальчики) и 1000 м (девочки). 3. В свободной группе от бега провести игру «Пионербол».
Урок 9.1. Провести упражнения в парах на сопротивление для укрепления основных групп мышц. 2. Повторить технику ловли и передач мяча в баскетболе. 3. Совершенствовать технику быстрых передач мяча различными способами со сменой мест в тройках. 4. Провести игру с элементом ведения и передачи мяча.
Урок 10. Повторить содержание урока 9, выборочно поставить оценки за проходимый материал.
Урок 11. 1. Разучить комплекс упражнений с гимнастической скакалкой, проверить ЧСС и частоту дыхания. 2. Совершенствовать изученные ранее упражнения с баскетбольным мячом, выборочно поставить оценки за изучаемый материал. 3. Провести между командами эстафету с элементами ведения и передач мяча.
Урок 12. 1. Закрепить умения по выполнению упражнений со скакалкой. 2. Повторить технику ведения мяча шагом и бегом одной рукой. 3. Учить броску мяча по кольцу после ведения. 4. Игра с элементами ведения мяча и броска по кольцу. 5. КУ – прыжки в длину с места.
Урок 13. 1. Повторить содержание урока 12. 2. Выборочно поставить оценки за изучаемый материал.
Урок 14. 1. Разучить комплекс упражнений с набивными мячами 1 и 2 кг. 2. Совершенствовать технику выполнения упражнений (см. урок 12).
3. Провести учебную игру по упрощенным правилам 3х3 с выполнением заданий по защите и нападению.
Урок 15. 1. Повторить комплекс упражнений с набивными мячами, увеличив темп и количество повторений. 2. Совершенствовать двустороннюю игру по упрощенным правилам 3х3.
Урок 16. 1. Закрепить знания по выполнению упражнений с набивными мячами. 2. Провести тренировку по подтягиванию на перекладине. 3. Провести игру в баскетбол 3х3 или 4х4 по упрощенным правилам. 4. КУ – броски и ловля мяча.
Урок 17. 1. Разучить комплекс упражнений типа зарядки. 2. Провести тренировку по подтягиванию. 3. Провести игру «Перестрелка».
Урок 18. 1. Провести контроль двигательной подготовленности в подтягивании на перекладине. 2. Подвести итоги успеваемости за I четверть. 3. Провести игру «Перестрелка».
Вариант2