Методы и формы организации эстетического воспитания в дошкольном возрасте

Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

Методы:

1. Формирования эстетического сознания (убеждение, рассказ, приучение, упражнение)

2. Приобщение детей к художественной деятельности (наглядный, словесный, практический)

3. Развития творческих способностей детей (творческое задание, самостоятельная деятельность детей, целенаправленное воздействие на творческую деятельность ребенка)

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию.

По принципу управления деятельностью детей

1) Под прямым руководством взрослого

2) Под косвенным руководством взрослого

По способу объединения детей

1) Совместная деятельность детей и взрослого:

фронтальная,

подгруппами,

с одним ребёнком

2) Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

1) Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

2) Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Понятие «труд», «трудовое воспитание», «трудовые поручения», задачи трудового воспитания дошкольника».

В педагогической энциклопедии «труд» определяется, как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособления предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание – организованный, целенаправленный процесс детского труда с использованием определённых средств, способов и методов.

Трудовые поручения - определяются как задания, которые воспитатель эпизодически, иногда даёт одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные возрастные особенности.

Задачи трудового воспитания дошкольников:

1. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых, воспитания уважение к труду;

2. Обучение дошкольников простейшим трудовым навыкам и умениям;

3. Воспитания трудолюбия и самостоятельности в труде;

4. Воспитание общественно- значительных мотивов труда

Отличительные особенности труда детей в период дошкольного детства.

В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Содержание труда детей в период дошкольного детства, виды, формы организации».

Содержание трудового воспитания дошкольников:

1. Объём трудового деятельности детей;

2. Планирование и организация труда детей;

3. Система усложняющихся знаний о труде взрослых.

Виды труда дошкольников:

1. Самообслуживающий – на протяжении всего дошкольного детства (Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности);

2. Хозяйственно – бытовой – на протяжении всего дошкольного детства (Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы);

3. Труд в периоде – от 4 лет (Воспитание ответственности за жизнь животных, растений);

4. Ручной – художественный труд – с 6 лет (Развитие волевых усилий, творчества).

Формы организации труда:

1. Поручение - могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими;

По продолжительности- кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию- соответствовать видам труда.

2. Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

3. Общий, совместный, коллективный труд - труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Наши рекомендации