Роль режима дня в формировании здорового образа жизни у школьников

Говоря о здоровом образе жизни школьника, надо четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты:

1) Возрастающая учебная нагрузка в школе;

2) Занятия в учреждениях дополнительного образования;

3) Уменьшение контроля со стороны родителей;

4) Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни;

5) Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления;

6) Половое созревание и связанное с ним поведение;

7) Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Здоровый образ жизни школьника включает:

• правильное питание;

• занятие физическими упражнениями;

• закаливание;

• соблюдение режима дня;

• соблюдение норм гигиены;

• отказ от вредных привычек.

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

- соответствующим возрасту;

- желательно четырехразовым;

- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьников складывается из многих основных принципов: образ жизни должен соответствовать возрасту, обеспечен энергетически, быть укрепляющим, ритмичным, эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным (аскетичным).

Особое значение приобретает режим дня школьников.

Закаливание организма – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет, улучшают терморегуляцию, укрепляют дух. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации при необходимости в критических условиях.

Основные принципы закаливания:

- систематичность;

- постепенность;

- учёт индивидуальных особенностей;

- самоконтроль.

Закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов и не зависимо от погодных условий – в этом залог положительного результата закаливания. Положительный результат будет лишь в том случае, если закаливание будет постоянным и планомерным. По мнению Дубровина В.И., суть закаливания, в том, что организм неожиданно попадает в экстремальные условия и учится с ними справляться.

Режим дня – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Режим дня – определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены (Богина Т.Л.).

Физиолого-гигиенические основы режима дня:

Рациональный режим строится на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условно-рефлекторных механизмах высшей нервной деятельности, выработке динамического стереотипа на время;

Ритмичность режима обусловлена биологическими ритмами: околосуточными, сезонными. Околосуточные биологические ритмы – это индивидуальные проявления в чередовании бодрствования и сна, ритме работы пищеварительного тракта, дыхания, показателей умственной и физической работоспособности в течение дня.

Физиолого-гигиенические основы режима дня.

Дубровин В.И. считает, что физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие: - сон; - пребывание на открытом воздухе (прогулки); - воспитательная и учебно-познавательная деятельность; - игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт); - самообслуживание; - приемы пищи; - личная гигиена.

Важную роль играют сезонные ритмы, в соответствии с которыми рекомендуется разработать 4 типа сезонных режимов дня (осень – зима, весна – лето). Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна.

Физиолого-гигиенические основы режима дня.

Характеристика отдельных компонентов режима дня:

Период бодрствования – это активная фаза жизнедеятельности организма человека, когда большинство физиологических систем функционируют достаточно интенсивно, обеспечивая благоприятный уровень сенсорики, эмоциональных, двигательных процессов, продуктивной деятельности.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья.

В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Продолжительность сна у детей.

Требования к организации сна:

Перед сном не следует играть с ребенком в шумные игры, рассказывать страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют приготовления ко сну все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д. Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать. Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт.

Режим питания – кратность приема пищи, интервалы между приемами пищи, распределение калорийности суточного рациона. Питание в детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:

1) наличие в пище всех необходимых ингредиентов;

2) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ;

3) рациональный режим питания и правильная технология приготовления пищи.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с.

Двигательный режим. Организованные формы двигательной деятельности должны включать: - утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п. Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы.

Требования к составлению режима дня:

Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительности отрезков сна и бодрствования. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течение суток. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще. Возрастные потребности в движениях: суточное количество движений (при ходьбе, беге, прыжках и др.) составляет у 3-летних детей 10-19 тыс. шагов, у 7-летних - 14-25 тыс. шагов. Время года, климатические условия. В весенне-летний период время ночного сна сокращается, поэтому необходимо увеличивать дневной сон, в осенне-зимний период длительность ночного, а иногда и дневного сна увеличивается.

Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

Педагогическое значение режима дня для полноценного развития ребенка:

1) Режим;

2) Средство предупреждения утомления детей;

3) Фактор формирования физического и психического здоровья;

4) Средство формирования личной гигиены;

5) Условие безопасной жизнедеятельности;

6) Средство формирования личностных качеств ребенка;

7) Условие адаптивного поведения.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете, соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня.

Режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в которой изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения.

Здоровый образ жизни подразумевает и отказ от вредных привычек. Если человек хочет быть сильным и здоровым, тогда следует бросить пить, курить, и тем более наркотики. Такие вредные привычки не приносят удовольствий, они наносят вред здоровью.

Однако в целом, даже соблюдая все вышеперечисленные пункты можно и заблуждаться, говоря о здоровье. Ведь самое главное помнить, что здоровы тогда, когда, во-первых, иммунитет и организм устойчив к различным инфекциям, простудным заболеваниям и т.д. Во-вторых, когда рост и вес находятся в соответствии со среднестатистическими показателями. В-третьих, отсутствие хронических заболеваний, дефектов развития. В-четвёртых, когда человек активный, жизнерадостный и обладает нормальным уровнем морально-волевым качеством.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

1) учебные занятия в школе;

2) учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

3) сон;

4) питание;

5) занятия физическими упражнениями;

6) отдых;

7) занятия в свободное время.

Учебное занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения.

Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с изменённым сознанием (по сравнению с бодрствованием), изменённым уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

Питание — это прием пищевых продуктов в соответствии с диетическими потребностями организма. Правильное питание, то есть надлежащая, хорошо сбалансированная пища в сочетании с регулярной физической нагрузкой, лежит в основе хорошего здоровья. Плохое питание может привести к ослаблению иммунитета, повышению восприимчивости к болезням, нарушению физического и психического развития и снижению продуктивности.

Физические упражнения — это элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

Отдых — это времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий.

Свободное время — это время для наслаждений, развития духовной сферы, время свободного творчества. Вместе с трудом оно образует единый жизненный путь человека, наполняет его смыслом и перспективой, это величайшее благо и распорядиться им надо с умом, пользой и удовольствием.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивных элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.

Таким образом, по мнению П.Ф. Каптерева, особое значение в формировании здорового образа жизни обучающихся приобретает режим дня [http://www.formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-kak-odin-iz-vazhnejshikh-faktorov-stanovleniya-garmonichno-razvitoj-lichnosti].

Наши рекомендации