Детское движение и детские объединения как фактор развития личности и ее социализации; педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями

Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. Детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка. Педагогическая сущность детских и молодежных объединений и организаций проявляется прежде всего в их целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка. В частности, в основе целей детских и молодежных организаций с гуманистическим характером деятельности лежат общечеловеческие, национальные, гражданские ценности.

Функции детских, молодежных организаций и объединений

Развивающая — обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели

Ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни

Компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

Детские объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения. Через общественные организации молодежь реализует свои экономические, культурные, образовательные, информационные потребности, развивает свои организаторские способности, учится планировать свое свободное время.

Наряду с самой массовой общественной организацией — БРСМ (создан в 2002 году) — в Республике Беларусь действуют: Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО), Белорусская республиканская скаутская организация (БРСО), Ассоциация белорусских гайдов (ДОО «АБГ»), Лига добровольного труда молодежи, организация «Молодежь против преступности», Молодежная демократическая инициатива, организация молодых инвалидов «Разные — равные» и другие детские и молодежные объединения.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет и защитные функции, оттаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети» с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, познавательные и другие объединения детей. По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета н т. п).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей» клубные объединения, детские организации.

В педагогике исследуют как организованные формальные (учебная группа, кружок, спортивная секция, временные детские коллективы и другие), так и стихийно образующиеся неформальные группы-коллективы. Неформальная группа или объединение — группа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Эта группа не имеет юридически фиксированного статуса. Нередко влияние неформальных объединений, как правило, исповедующих ценности молодежной субкультуры, оказывается для подростков и юношей решающим с точки зрения их социализации. Именно неформальная группа бывает главным регулятором поведения подростка. Для большинства подростков уход в неформальные объединения является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, установленных правил, опеки и контроля со стороны старших.

Желание подростков быть членами неформальной группы объясняется их потребностью, 1) в информации (особенно по проблемам, решить которые они не могут в школе или семье), 2) в общении и эмоциональном контакте, 3) в реализации индивидуальных притязаний (на лидерство, на самореализацию в тех или иных видах деятельности и др.). Нередко мотивом участия подростка в неформальном объединении является состояние тревожности, которое он испытывает в школе или дома. Неформальная группа принимает подростка таким, каков он есть, а также дает ему возможность «быть как все» в одежде, манерах поведения, в языке, ценностях, предпочтениях и т. д.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, функциональной направленностью, наличием собственной символики и атрибутики. Эти и другие факторы определяют структуру неформальных объединений. Так, группы стабильные по составу обычно отличаются преобладающим авторитетом лидера и жесткой субординацией внутри групповых взаимоотношений (автократическая группа). Такие группы стремятся к территориальной и корпоративной автономности (своя территория, свои «законы», «моральный кодекс»). Неустойчивые неформальные группы, напротив, характеризуются отсутствием постоянного лидера и плохой внутренней организацией (анархическая группа). Встречаются также группы, основанные на дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи (демократическая группа).

Существуют разные классификации неформальных молодежных или подростковых групп. Например, по социальной направленности они делятся на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена его индивидуальными психологическими особенностями, структурой и социальной направленностью группы. Одни подростки воспринимают «законы» и нормы группы сознательно, другие — в силу выраженной в этом возрасте конформности (подчинение личности группе, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции). Принадлежность к антисоциальным или к асоциальным неформальным группам повышает риск формирования девиантного поведения.

По социальной направленности неформальные группы

Просоциальные — демократические по структуре, социально-активные; их деятельность направлена на общественно полезные дела

Асоциальные группы — стоят в стороне от серьезных социальных проблем и формируются на основе совместных развлечений (музыка, коллекционирование и т. п.)

Антисоциальные группы — по структуре чаще всего автократические, направлены на нарушения общественного порядка, создают напряженные ситуации в микросоциуме (пьянство, наркомания, националистические выходки и т. п.). Нередко такими группами руководят взрослые правонарушители.

Группы культурно-досуговой ориентации

Современной молодежной музыки («фанклубы» музыкальной группы или певца, поклонники разных музыкальных направлений, например, «металлисты», «диско», «брейкеры» и другие); спортивной ориентации (военно-спортивные, «качки», «атлеты», болелыцики-«фанаты» и т.д.); технической направленности («рокеры», группы картинга, хакеры и др.)

Группы альтернативного образа жизни

Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники восточных философий и т. п.); все направления движения «хиппи» (пацифисты, системщики и т. д.)

Группы социальной инициативы

Экологисты («зеленые», защитники природы и другие); глобалисты; охраны и защиты памятников; фонды социальной защиты широкого спектра действий; творческие союзы

Социально-политические группы

Группы в защиту происходящих (политических, экономических, культурных и других) изменений в обществе; народные фронты и движения; политические объединения и клубы

Для того чтобы избежать конфронтации с такими учащимися, педагогам важно разобраться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. Л. И. Маленковой предложены правила общения с представителями неформальных объединений:

1) принять подростка или старшеклассника таким, каков он есть;

2) использовать умения и навыки, полученные учеником в неформальной группе, включив его в разнообразную деятельность классной группы;

3) в зависимости от социальной направленности неформальной группы постепенно формировать позитивные или негативные отношения к ценностям, которые приняты в этой группе, при этом общение с подростком строить в логике «диалога культур»;

4) активно поддерживать социально ценные инициативы неформальной группы, приобщая к ним учащихся класса или школы.

Социальный педагог, классный руководитель и другие педагоги стремятся направить энергию подростковых и юношеских групп на социально ценные дела, содействовать самоутверждению подростков и старшеклассников в организациях социально полезной направленности, учреждениях внешкольного образования, из которых учащиеся «принесут» в неформальные объединения начала позитивного отношения к окружающему миру.

Наши рекомендации