Факторы формирования и развития личности
Психология-педагогика
Быкова Светлана Станиславовна
317 кабинет 1 корпус 37-29-92
Литература:
Сластенин В А, Каширин В П. «Психология и педагогика» М 2001
Гамезо М В, Домашенков И А «Атлас по психологии» М 2001
Гиппенрейтер Ю Б «Введение в общую психологию» М 2002
Коджаспирова Г М «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» М
14.02.2012
Ведение в психологию
Предмет и основные принципы психологии
Можно выделить 4 этапа в развитии психологии как науки.
1 этап – до XVII века психология мыслилась как наука о душе. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистической или идеалистической школе.
Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал взгляд на душу как на вещество, но в то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию – «энтелехия», которая означает существование чего-то. Душа по Аристотелю есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление»» глаза как органа зрения.
Платон, в свою очередь, считает душу самостоятельной субстанцией. Она может существовать наряду с телом и независимо от него. Душа по Платону начало вечного, божественного, в то время как тело – начало материальное, человеческое. Платон говорит о трех частях души – разуме, мужестве и вожделении. В зависимости от того, какая часть души доминирует, то положение человек и занимает в обществе – соответственно мыслитель, воин и простой человек.
2 этап – XVII-2 половина XIX века психология изучала сознание человека. Под сознанием в данный период подразумевалась способность мыслить, чувствовать и желать (cogito ergo sum).
В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Он, как и Декарт, делил сознание на мелкие составляющие. Вундт пришел к выводу, что сознание человека это замкнутая среда, поэтому один человек никогда не сможет понять другого.
3 этап – 2 половине XIX-XX веках психология рассматривалась как наука о поведении. Основоположником этого направления – бихевиаризма стал Джон Уотсон, который считал что основная задача бихевиаризма заключается в накоплении наблюдений за поведением с таким расчетом, чтобы можно было предсказать какая будет реакция человека на соответствующий стимул.
4 этап – XX век – отечественная психология – наука изучающая психику. Произошел союз психологии и обществознании. Появились работы Сеченова, Павлова и его учеников, Чарльза Дарвина.
Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектов объективной реальности.
Основные принципы психологии:
1) Принцип детерминизма или причинной обусловленности. Психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни.
2) Принцип единства сознания и деятельности. Сознание человека формирует динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность.
3) Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.
Методы исследования в психологии
В психологии принято выделять 4 группы методов изучения психики:
1) Организационные методы
a. Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью поиска сходств и различий.
b. Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени.
c. Комплексный метод – реализация исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук.
2) Эмпирические методы.
a. Наблюдение.
b. Эксперимент.
c. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросы, беседы, интервью).
d. Метод анализа процессов и продуктов деятельности.
3) Методы обработки данных.
a. Количественный метод – сбор материала.
b. Качественный метод – анализ и дифференциация материала.
4) Интерпретационные методы.
a. Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий и критических моментов психических новообразований.
b. Структурный метод – устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности (психологический портрет)
Структура современной психологии
Общая психология изучает закономерности, теоретические принципы и основные научные понятия психологии. В нее входят
Психология личности
Индивидуально-психологические особенности личности
Познавательные процессы
Сферы личности, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная
Понятие личности.
Факторы развития, формирования и социализация личности
Личность, структура личности
Человек, более узкое – индивид, ещё уже – личность.
Личность – это человек, взятый в такой системе психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и окружающих.
К.К. Платонов. Личность – это конкретный человек как носитель сознания и самосознания.
Самосознание – это осознание своего я, которое формируется под влиянием оценок других людей.
Самооценка – как компонент самосознания.
Уровень притязаний – для определения самооценки и самосознания.
Теория Эрика Бёрна. Везде каждый человек играет разные роли (студент, родитель, взрослый, пешеход…). И каждый человек выбирает себе роль на всю жизнь. Теория ролей.
Роль – социальн норм? Личн. Нормативноодобряем образец поведения ожидаем от каждого занимающего определённое положение. Ожидание зависит от общества, общественного сознания.
Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определённую общественную роль.
Личность неповторима в индивидуальности. Индивидуальность – сам узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Структура личности. К.К. Платонов. Выделил 4 подструктуры личности:
1. Направленность личности – система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека (направленность личности имеет определенные формы и может проявляться как влечение (неосознаваемое стремление), желание (осознанное), идеал (форма направленности, на конкретн… - конкретный «герой»), мировоззрение, убеждение (высшая форма направленности личности)).
Связь с потребностно-мотивационной сферой. Источником активности личности являются её потребности. Именно потребность побуждает человека действовать определённым образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние человека, выражающая его зависимость от конкретных условий существования.
Пирамида Масслоу. (снизу-вверх). Физиологические потребности – в безопасности – в общении – в самоутверждении – интеллектуальные – эстетические – потребность в самоактуализации, самореализации.
С потребностью тесно связ понятие матива. Это конкретное побуждение к деятельности. (более подробно знакомимся сами с данной темой)
2. Опыт
3. Индивидуальные особенности психич процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
4. Биологические свойства человека.
Факторы формирования и развития личности.
Окружение – соц среда, соц позиция, социализация. Учёба (место учёбы). Случайно увиденное-услышанное. Личные успехи. Интересы, увлечения. Условия жизни. Воспитание. Состояние здоровья. Деятельность. задатки. Менталитет. Экология. …
Основными факторами развития личности являются:
1. Биогенетическое развитие личности. Развитие личности определяется преимущественно наследственным фактором, носит самопроизвольный спонтанный характер. Человек от природы имеет предрасположенность к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа деятельности, к опред комплексу мативов. В чел-ке от природы запрограммированы и определены этапы человеческого развития. Жан Пиоже «личность чел-ка рассматривается как продукт действия фатальных биологических факторов».
2. Социогенетическая концепция развития личности. Личн складывается как результат прямых воздействий социума. При этом игнорируется собственная активность чел-ка, ему отводится пассивная роль приспосабливающегося к среде.
Таким образом каждый чел-к неповторим. Он является результатом непрерывного взаимодействия многих разных факторов, генетического наследства, культурной среды, жизненных обстоятельств. Он непрерывно развивается как единое целое, по этому, ни одно из сторон его жизни невозможно понять в отрыве от других. Личность чел-ка состоит из комплекса устойчивых признаков к коим относятся темперамент, мотивация, способности, чувства и т.д., которые определяют свойственные этому человеку мысли и поведения.
Б.Г. Ананьев «Онтогенез и жизненный путь чел-ка»
Социализация личности
Социализация личности – это процесс овладения чел-ком социальными и соц-психологическими нормами, правилами, ценностями и общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс… через освоение чел-ком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Процесс социализац 2 стороны:
Интериоризация – присвоение опыта других людей.
Экстериоризация – проявляется индивидуальность чел-ка.
Таким образом, процесс социализации личности является ведущим и определяющим в появлении, формировании и развитии личности.
Социализация личн специалиста:
1. Общая социализация, как становлен личн гражданина, усвоение личности системы общественных норм, прав, ценностей.
2. Профессионально-ролевая социализация, как овладение профессиональными ролевыми функциями.
3. Профессионализация, как степень овладения человеком профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством.
21.02.2012