Методика развития связной монологической речи на протяжении дошкольного детства
Понятие связной речи. Значение овладения связной речью для развития ребенка. Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства. Понятия «ситуативная» и «контекстная» речь. Условия перехода от ситуативной речи к контекстной. Освоение ребенком видов связной речи.
Психологическая и лингвистическая характеристики монологической речи. Функционально-смысловые типы связных высказываний: описание, повествование, рассуждение, контаминация. Категориальные признаки текста: целостность, логичность, структурность, информативность, смысловая и грамматическая связность, выразительность.
Обучение детей монологической речи. Характеристика детских связных высказываний по их функции, источнику высказывания и ведущему психическому процессу. Задачи и содержание обучения монологической речи на разных возрастных этапах: овладение разными типами связных высказываний, их структурой, умением отобрать предметно-логическое содержание и соответствующие языковые средства. Условия овладения монологической речью.
Обучение рассказыванию как средство развития монологической речи: пересказ, рассказы об игрушках, предметах, по картинке, из опыта, творческие рассказы. Последовательность введения разных видов рассказывания. Методические приемы обучения рассказыванию: вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, анализ образца, совместное рассказывание воспитателя и детей, коллективный рассказ, указания, моделирование, оценка.
Пересказ литературных произведений, его значение в развитии речи детей. Принципы отбора литературных произведений для пересказа. Усложнение требований к пересказам детей в разных возрастных группах. Методика обучения пересказу. Пересказ народных сказок и коротких рассказов. Зависимость пересказа от понимания содержания литературного произведения и его художественной формы. Приемы обучения: беседа по содержанию, совместный пересказ, пересказ по частям, по плану, от лица отдельных героев, игра-драматизация. Обучение рассказыванию по игрушкам и предметам. Обучение описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности детей при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек и предметов описания. Приемы обучения описательной речи в разных группах, использование средств художественной выразительности.
Обучение сюжетному рассказыванию об игрушках (повествовательный рассказ). Инсценирование воспитателем рассказа при помощи игрушек как первоначальный прием обучения. Рассказы по готовой ситуации как модели для овладения структурой рассказа. Самостоятельные рассказы детей по наборам игрушек. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Рассказы-инсценировки по игрушкам.
Методика обучения рассказыванию по картине в возрастных группах. Общие вопросы методики обучения связной речи по картине. Особенности восприятия и понимания детьми картин. Типы и серии картин для рассказывания. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания картин. Обучение детей рассматриванию картин: установление связей между отдельными частями картины; формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах; требования к вопросам воспитателя, их последовательность; обобщающий рассказ воспитателя по картине.
Виды рассказов детей по картине. Обучение описанию предметных и сюжетных картин в разных возрастных группах. Отбор выразительных средств для характеристики картины. Описание пейзажной картины и натюрморта. Обучение сюжетным рассказам по картине. Рассказывание по серии сюжетных картин. Овладение структурой связного рассказа. Придумывание рассказов, выходящих за пределы изображенного на картине.
Рассказы детей из опыта, их сущность и значение в развитии ребенка. Актуализация детского опыта. Тематика рассказывания в разных возрастных группах. Рассказы из коллективного и индивидуального опыта. Методика обучения рассказыванию из опыта. Составление писем с детьми. Использование ситуации письменной речи для развития произвольности устной речи. Обсуждение и отбор содержания письма и его речевого оформления.
Творческие рассказы, их сущность и значение для развития ребенка. Опора на разнообразный опыт детей и навыки рассказывания. Особенности развития словесного творчества дошкольников. Этапы развития детского словесного творчества. Взаимодействие творческих и учебных задач. Роль художественной литературы на начальных этапах обучения. Виды детских сочинений: реалистические рассказы, сказки, небылицы, описание природы. Требования к отбору сюжетов для сочинений. Приемы обучения: разные виды образца рассказов, своеобразие их применения; использование плана, его коллективное обсуждения. Придумывание рассказов на самостоятельно выбранный сюжет. Формирование поэтического словесного творчества детей.
Обучениедетей монологическим высказываниям-рассуждениям, их значение для развития связной речи и логического мышления. Психологические основы обучения детей монологам-рассуждениям. Особенности овладения детьми структурой рассуждения (тезис, доказательство, выводы), способами аргументации доказательства и связей структурно-смысловых частей рассуждения. Приемы обучения монологам-рассуждениям детей старшего дошкольного возраста: проблемные ситуации, вопросы, требующие установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира, речевые логические задачи, загадки.
Развитие объяснительной речи в процессе общения детей с воспитателем и сверстниками в разных видах деятельности.
Использование дидактических игр в обучении детей разным типам связных высказываний. Игры с предметами и картинкам, игрушками, словесные игры, их содержание. Приемы развития речи детей в игре.
Развитие связной монологической речи в разных видах деятельности.