Принцип полисубъектного (диалогического) подхода к организации процесса воспитания
Этот принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а стимулирует стремление воспитанника к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для развития творческих возможностей ребёнка.
Перечисленные принципы служат для описания других принципов воспитания, интегрируются в них. К подобным принципам относятся следующие.
3. Принцип воспитания детей в коллективе.
Этот принцип основан на положении о том, что коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом.
Человек – существо общественное. Поэтому естественным является его стремление к объединению с другими людьми и установлению с ними определенных отношений. Оптимальной средой для этого является коллектив как микромодель общественной системы.
Коллектив является наиболее целесообразной формой организации образа жизни воспитанников, сосредоточивает в себе богатство и многообразие человеческих отношений. Только в коллективе и с его помощью у человека развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества.
В.А, Сухомлинский говорил о том, что коллектив - это сила, воспитывающая заботу человека о человеке, ответственность человека за человека. В коллективе происходит становление духовного благородства, которое является основой дисциплины и ответственности.
В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские умения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.
В настоящем коллективе учитываются интересы каждой отдельной личности, коллектив – это средство наиболее тонкого и действенного влияния на отдельную личность.
А.С. Макаренко разработал систему параллельного воздействия, предполагающую воздействие педагога на коллектив и воздествие коллектива на каждого его члена.
4. Принцип связи воспитания с жизнью.
Школа, процесс воспитания не могут быть изолированы от жизни. Окружающая жизнь может влиять на воспитанников как положительно, так и отрицательно. Это необходимо учитывать воспитателю. Сам процесс воспитания осуществляется на основе связи с жизнью. Мировоззрение, система отношений учеников к окружающему формируется на основе жизненных примеров.
Реализация этого принципа требует:
- систематически знакомить школьников с текущими событиями внутри страны и за рубежом;
- широко привлекать местный краеведческий материал;
- добиваться понимания учениками роли труда в жизни общества, значения для развития страны экономической базы общества;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к общественному имуществу, к природе;
- воспитывать нетерпимость к проявлению бесхозяйственности и безответственности, к тунеядству, к расхищению общественной собственности.
Таким образом, жизнь помогает воспитывать детей, более того, без опоры на жизненные примеры невозможен процесс воспитания.
С другой стороны, принцип требует относиться к школьнику не только как к воспитаннику, но и как к гражданину, способному создать свою судьбу и улучшить мир окружающих обстоятельств (Ю.П. Азаров).
В соответствии с этим необходимо:
- вовлекать воспитанников в посильную трудовую и другие виды общественно полезной деятельности. При этом участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств;
- привлекать детей к участию в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы сам педагогический процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.
- помогать школьникам определиться с выбором будущей профессии;
- воспитывать ответственное отношение к будущей семейной жизни, культуру общения с окружающими людьми
5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей.
Но на определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие у них организаторских умений, обеспечивающих возможность самоуправления, вовлечение воспитанников в коллективную творческую деятельность.
По выражению В.А. Сухомлинского, воспитание – это, прежде всего, деятельность. И в этой деятельности решающую роль играют внутренние духовные силы воспитанника.
Сами дети должны участвовать в процессе организации доступной деятельности, в создании и утверждении нравственных норм в своем коллективе. Задача взрослых – создать оптимальные воспитательные условия, увлечь занятиями, в которых могут проявиться активность, умения и способности учеников.
Но в то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей. Успех дела решает педагогическое руководство, логика которого предполагает постепенную передачу детям организаторских функций соответственно их возрасту.
Высшей формой духовного самосовершенствования человека является самовоспитание. При самовоспитании ускоряется и становится более эффективным физическое и психическое развитие личности. Наиболее эффективно самовоспитание осуществляется в юношеском возрасте, но приобщать к нему можно уже младших школьников. В этом возрасте формируются субъективные предпосылки самовоспитания – развиваются воля, умения самоорганизации, саморегулирования.
6. Принцип сочетания уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
Этот принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны. Их единство емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
Разумная требовательность продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.
Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная и твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Но это не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, ндивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному.
Требовательность должна быть рассчитана на достигнутый уровень развития личности ученика, должна соизмеряться с его возможностями.
Важно следовать определенной системе в предъявлении требований:
- сначала воспитатель выдвигает более простые требования, затем – более сложные;
- наряду с предъявлением новых требований нужно напоминать воспитанникам о ранее усвоенных;
- нельзя предъявлять много требований сразу;
- предъявив требование, необходимо настойчиво и систематично приучать детей к его выполнению.
У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.
Разумное требование – норма уважения учителя к самому себе, к воспитаннику. Однако – это не единственное средство проявления уважения. В чем еще проявляется уважение к ребенку?
Во-первых, это опора на положительное.
. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, доверяя ученику, педагог предвосхищает процесс положительного становления личности.
Сущность опоры на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
В каждом ученике необходимо выявлять положительные черты, на которые можно опереться в процессе воспитания. У многих трудных детей исследователями выявлены следующие позитивные свойства:
- большая энергия и жизнелюбие;
- трудный ученик дорожит доверием своих товарищей;
- в острой ситуации на трудного ученика можно положиться;
- эти дети склонны к риску, ноточно рассчитывают свои действия;
- это люди с сильной волей.
- следует учитывать, что самый черствый ученик откликается на интересующее его дело.
Во-вторых, это доверие к ребенку
Без видимых причин нельзя подвергать сомнению слова и дела детей.