Основные этапы коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми
Коррекционная работа с детьми, имеющими глубокие нарушения, зрения включает несколько этапов:
1 этап — оценка развития основных психических сфер ребенка (сенсорной, когнитивной, двигательной, коммуникативной, социальной, речевой, навыков самообслуживания). Перечень умений и навыков в различных сферах развития детей первого года жизни представлен в таб.1. При проведении скринингового обследования необходимо учитывать ряд важных факторов, отрицательно влияющих на психическое развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения: степень выраженности зрительного дефекта, количество офтальмологических операций, недоношенность, время, проведенное в больнице, неврологический статус ребенка, эмоциональное состояние (тревога, депрессия) матери и характер ее взаимодействия с ребенком.
2 этап — по результатам скринингового обследования определяется общая стратегия работы и разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения. При разработке программы определяются основные направления, методы и приемы психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения.
3 этап — проведение коррекционных мероприятий и включение в этот процесс родителей. Современные технологии оказания консультативно-коррекционной помощи родителям, имеющим ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии, предполагают целый комплекс мероприятий: оказание психотерапевтической помощи родителям; повышение психолого-педагогической компетенции родителей: информирование родителей о специфике раннего психомоторного развития ребенка с нарушениями зрения; помощь в создании адекватной сенсорной и предметной среды; консультирование родителей по вопросам формирования взаимодействия с ребенком; привлечение внимания матери к сигналам ребенка, обучение интерпретации поведения ребенка и взаимодействию с ним; обучение матери методам наблюдения за психическим развитием ребенка; демонстрацию приемов коррекции и обучение им матери, контроль специалиста во время самостоятельного выполнения родителем коррекционных приемов.
4 этап — оценка успешности проведенных мероприятий и определение дальнейшей тактики коррекционной работы.
Таблица 1. Оценка умений и навыков ребенка с нарушениями зрения в различных сферах развития от рождения до 1 года
Сфера развития | Умения и навыки |
Сенсорная сфера | · Фиксирует и прослеживает предмет · Затихает, услышав голос взрослого · Прислушивается к звуку игрушки · Поворачивается в сторону источника звука · Исследует предметы тактильно |
Когнитивная сфера | · Имитирует звуки, жесты или действия · Проявляет неудовольствие, когда теряет игрушку или предмет · Демонстрирует понимание постоянства предметов · Начинает демонстрировать понимание простых причинно-следственных связей и выделять способы достижения цели |
Коммуникативная сфера и развитие речи | · Улыбается · Устанавливает контакт глаза-в-глаза или лицо-к-лицу · Лепечет · Смеется · Понимает значение слова «нельзя» · Откликается на собственное имя · Произносит 1 слово |
Социальная сфера | · Устанавливает контакт глаза-в-глаза или лицо-к-лицу · Улыбается · Узнает родителей и членов семьи · Тянется к знакомому человеку · Плачет, когда родители уходят |
Общая моторика | · Удерживает голову в вертикальном положении или лежа на животе · Переворачивается · Сидит · Ползает |
Тонкая моторика | · Схватывает предметы · Сводит руки к средней линии тела · Тянется к предметам с опорой на зрение или слух · Ищет упавшую игрушку · Исследует предметы (хлопает по ним, трясет, толкает, сжимает, ударяет друг об друга) |
Самообслуживание | · Придерживает руками грудь матери, когда сосет ее · Удерживает бутылочку и пьет из нее · Ест продукты, которые нужно брать пальцами рук · Ест с помощью ложки |
Основные направления коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми первого года жизни
Социально - эмоциональное развитие
В младенческом возрасте огромное значение для благополучного психического и физического развития имеет непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери. Показателем нормального эмоционального развития является постепенное формирование привязанности ребенка к близкому взрослому. Глубокие нарушения зрения затрудняют возможности ребенка вступать в активное взаимодействие с окружающими. Развитие привязанности зависит от способности слепого младенца идентифицировать мать или другого близкого взрослого на основе слуховых, тактильных и других не зрительных модальностей. Другой важный момент, влияющий на ход эмоционального развития ребенка – это способность матери адекватно интерпретировать поведение ребенка с нарушением зрения во время взаимодействия.
Первым актом общения ребенка, свидетельствующим о выделении взрослого является комплекс оживления. У детей с глубокими нарушениями зрения формирование комплекса оживления занимает большее время, чем в норме, в силу того, что ребенок не в состоянии различать изменения экспрессии лица матери. В первоначальной форме при эмоциональном обращении взрослого к слепому ребенку может наблюдаться обратная реакция – не оживление, а торможение двигательных реакций и вокализаций (если они предшествовали эмоциональному речевому обращению взрослого), иногда ребенок может даже отворачивать голову в сторону. Если мать ребенка не информирована о том, что этот комплекс реакций является нормальным для слепого ребенка и говорит о том, что он включен в общение, то она может неверно его интерпретировать – как нежелание контакта. Поэтому в данной сфере развития более важно то, как взрослый выстраивает взаимодействие с ребенком. Для активизации развития комплекса оживления у слепого ребенка необходимо при общении с ним каждый раз использовать тактильный и эмоционально окрашенный речевой компоненты одновременно: чаще прикасаться к ребенку и использовать выразительные средства своего голоса (громкость, интонация, тембр) для того, чтобы сообщить ребенку о своем эмоциональном состоянии. Необходимо поощрять попытки ребенка ощупывать лица родителей во время взаимодействия с ними. Важно чаще наблюдать за ребенком, что позволит не пропустить те знаки, которые посылает ребенок в качестве инициации контакта с матерью. Необходимо, чтобы в ответ на инициацию ребенка привлечь взрослого, он отвечал позитивным и более длительным контактом, включающим все компоненты (тактильный и речевой). Постепенно слепой малыш научится различать маму и чужих людей, основываясь на запахе, исходящем от человека, характере движений взрослого (как берут на руки, как держат), по голосу. Проявлением развития привязанности является предпочтение рук матери, беспокойство и плач, если на руки ребенка возьмет незнакомый ему человек.
Неотъемлемой частью эмоционального развития является включение общения в практическое сотрудничество ребенка с взрослым. Во время кормления, смены одежды, а также специальных занятий нужно разговаривать с ребенком, эмоционально комментируя совершаемые как ребенком, так и взрослым действия. Это важно делать, даже в том случае, если слепой малыш не проявляет выраженной реакции. Интонация взрослого должна быть размеренной, распевной, ласковой. В этом возрасте обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком. Постепенно при взаимодействии с взрослым у ребенка будут появляться улыбка, смех, различные голосовые реакции.
Сенсорное развитие
Для развития зрительных реакций необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного сосредоточения и, если позволяет остаточное зрение – фиксации и прослеживания предмета. Начинать эти занятия нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система является наиболее чувствительной к внешним воздействиям. Чтобы в первые недели жизни привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения используют максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (это может быть фонарик-ручка с хорошо сфокусированным лучом, как, например, фонарик невропатолога), лампа, флуоресцентные игрушки, блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок. Для привлечения внимания ребенка со значительным снижением зрения желательно сочетание контраста и движения. Если этого недостаточно, нужно пытаться привлечь внимание младенца к предмету звуком (голосом, звуком погремушки, постукиванием по предмету и т.п.). Расстояние от глаз ребенка до картинки или предмета должно подбираться индивидуально в зависимости от степени сохранности зрительных функций и может колебаться от непосредственно у самых глаз до 30 см.
Для развития зрительного сосредоточения и прослеживания зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх, вниз, вправо, влево и по кругу, по диагоналям. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном для него оптимальном расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции, немного увеличив расстояние стимула от глаз ребенка, и затем приближая его обратно. Зрительные реакции необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого. Если у ребенка есть зрительные реакции в одном из этих положений, это не значит, что они автоматически будут присутствовать, когда ребенок находится в другом положении. При изменении позы ребенок должен освоить зрительные реакции снова.
В первые месяцы жизни зрячие дети с удовольствием разглядывают лицо взрослого. Для детей с остаточным или значительно сниженным зрением лицо человека не является таким привлекательным стимулом, так как они не в состоянии отчетливо разглядеть черты лица. Для того чтобы привлечь внимание ребенка к лицу взрослого, специалисты советуют родителям подкрашивать его, выделяя брови, глаза, рот. С этой же целью можно подвешивать картинку с контурным изображением лица человека над кроваткой ребенка (ширина контура должна быть подобрана индивидуально).
Для развития инициативных движений глаз по поиску зрительного стимула у ребенка с остаточным зрением нужно пытаться вызвать перевод взгляда с одного источника света на другой как в горизонтальной так и вертикальной плоскостях. Необходимо варьировать положение ребенка во время занятий со зрительными стимулами. Для развития зрительных реакций можно использовать фонарики, цветные игрушки и/или картинки. При этом важным требованием к цветным игрушкам является насыщенность цвета и количество цветов (не более 2-3-х). Если позволяет остаточное зрение необходимо предъявлять ребенку разные силуэтные и/или контурные изображения реальных предметов, резко отличающиеся друг от друга по форме. Коррекционная работа на этом этапе развития должна быть направлена на формирование мотивации к восприятию зрительного стимула, способности его обнаруживать, выделять из общего фона и различать. Чтобы облегчить эту задачу специалисты и родители должны предоставлять ребенку такие стимулы, которые он может увидеть, т.е с улучшенными различительными характеристиками (максимальным контрастом, яркостью, насыщенностью цвета и т.д.).
Для развития слухового восприятия ребенка со сниженным зрением необходимо с первых недель жизни формировать слуховое сосредоточение на звуковых раздражителях разной громкости и частоты звучания. Перед тем как предъявить стимул обязательно нужно ласково сказать ребенку несколько слов. Это делается для того, чтобы еще ничего не значащий стимул связывался с жизненно важным объектом для ребенка – мамой.
К 3 месячному возрасту необходимо начинать первые шаги по развитию способности различать звуковые стимулы и поворачивать голову в сторону источника звука. Освоение этого навыка достаточно трудно и происходит оно в течение гораздо большего времени. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление, которое должно быть эмоционально окрашено (прикосновения, поцелуи, ласки). Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями. Для того чтобы разнообразить сенсорный опыт слепого малыша, помимо погремушек, бубенчиков, колокольчиков можно предложить ему для игры пластиковые флаконы, наполненные различными сыпучими продуктами: гречкой, рисом, горохом, фасолью, сахаром или макаронами. Все эти наполнители имеют разную частоту звучания, и будут развивать слуховые ориентировочные реакции ребенка.
Для развития слухового восприятия слепого малыша необходимо, прослушивая разную музыку (спокойную, быструю), держать ребенка на руках и двигаться в такт музыке. Вместе с тем, ухаживающие за слепым ребенком взрослые должны помнить, что совершенно недопустимо, чтобы малыш находился в комнате, где постоянно работает радио, телевизор или магнитофон. Иногда родители используют их в качестве единственного средства, чтобы успокоить или занять ребенка. Поскольку развитие слуха очень важно для слепого ребенка, с самого рождения он должен находится в потоке естественных бытовых звуков (шаги матери, шум кипящего чайника и работающего холодильника, звонок телефона и т.п.).
Приблизительно с 6 месяцев можно начинать учить ребенка находить рукой источник звука. Для этого следует многократно направлять руку ребенка к источнику звука в совместном движении с взрослым. Вначале ребенок должен освоить направление перед собой, затем — справа, слева и над головой.
Развитиетактильного восприятия являетсянеотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубокими нарушениями зрения.Для стимуляции тактильных ощущений необходимо разнообразить предлагаемые ребенку для манипуляции предметы по материалу, из которого они сделаны, текстуре,форме, весу. С этой же целью можнокласть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой (шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и т.д. ткани). Предварительно нужно раздеть ребенка, поскольку он должен получать ощущения от всего тела.
Для развития тактильных ощущений ребенка можно использовать все поверхности предметов и мебели, находящихся в доме (деревянные, стеклянные, металлические, тканевые и т.д.). Взяв ребенка на руки спиной к себе, нужно его ручкой (или ступней) провести по поверхности, сопроводив это движение словами, описывающими качество возникающего от соприкосновения ощущения.
Двигательное развитие
Ребенок с глубокими нарушениями зрения отличается, как правило, меньшей подвижностью. Для активизации его собственных движений необходимо создать оптимальные условия. Для того чтобы обеспечить свободное движение, рекомендуется с самого рождения одевать ребенка в ползунки и свободную распашонку.
Для развития вестибулярного аппарата слепого малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Передвигаясь вместе с взрослым, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хороший телесный контакт между родителем и ребенком, который необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет себя чувствовать спокойно и защищенно.
Для формирования нормального телосложения ребенка необходимы специальные занятия – гимнастика. В процессе занятий гимнастикой формируются правильные двигательные стереотипы. Первые гимнастические упражнения должны строиться на базе врожденных двигательных рефлексов, к которым относятся: хватательный рефлекс, рефлекс Галанта, рефлекс ходьбы, рефлекс ползания, рефлексы положения (позы) и расположения частей тела. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне – также очень хорошая возможность для развития движений малыша.
В течение дня необходимо чаще менять положение ребенка, когда он лежит в кроватке: класть его не только на спину, но и на живот, на бок (каждый раз меняя сторону). В положении лежа на животе нужно стимулировать попытки ребенка поднимать голову. Если у младенца есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлекать его внимание ярким источником света или предметом. Если у ребенка нет остаточного зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой. При каждой попытке малыша поднять голову, необходимо хвалить и целовать его. Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты из положении лежа на спине вправо, влево, в положение сидя. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать покачивания ребенка в позе «эмбриона» в различных направлениях: вперед-назад, вправо-влево, по кругу. Полезными для ребенка будут и покачивания на мяче.
В период от 3 до 6 месяцев в занятиях с ребенком можно начинать использовать самые простые пассивные движения рук с 3-х месяцев и ног – с 4-х месяцев, совершаемые с помощью взрослого.
В этот период также необходимо начинать учить ребенка перемещаться из одного положения в другое (например, из положения лежа на спине на бок и потом на живот). Необходимо продолжить покачивания на мяче добавив новое положение - лежа на спине. Для совершенствования у слепого ребенка умения лежать на выпрямленных в локтевом суставе руках, опираясь на ладони необходимо заниматься тренировкой опоры на кисти рук.
Для того чтобы подготовить ребенка к последующему ползанию, необходимо поощрять его совершать попытки продвинуться вперед (из положения лежа на животе), погремев любимой погремушкой, расположенной в нескольких сантиметрах от его рук и одновременно дав опору его ногам и подталкивая его вперед.
Для общего психического развития слепого ребенка или ребенка с выраженным снижением зрительных функций такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание необходимо обратить на формирование таких координаций как: рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-лицо, рука-корпус тела, рука- колено, рука-ступня. Для их формирования проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком. Необходимо также активизировать собственные действия ребенка. Развитие этих двигательных координаций является базой для последующего формирования представлений ребенка о собственном теле и его ориентации в пространстве.
К 6-7 месяцам ребенку нужно предоставить большее пространство для осуществления самостоятельных движений. Для этого лучше, если ребенок будет проводить время бодрствования уже не в кроватке, а на полу. Можно отгородить часть комнаты, перемещение в которой было бы безопасно для ребенка. Из нее нужно убрать не слишком устойчивую мебель и предметы, представляющие опасность для ребенка. Тем не менее, это пространство не должно быть пустым. В пределах досягаемости (на расстоянии вытянутой руки ребенка) нужно расположить игрушки, чуть дальше — небольшие подушки. Если ребенок играет на полу, он, перекатываясь к стене, дивану, под стол, начинает осваивать окружающее его пространство.
В этот же период необходимо начинать учить ребенка самостоятельно сидеть, перемещаться из положения лежа на спине в положение сидя, из положения лежа на животе в положение на четвереньки, из положения сидя на голенях в положение стоя. При этом важно многократно показывать, последовательность необходимых действий. Обучая ребенка перемещаться из положения лежа на животе в положение сидя, и из положения сидя на коленях в положение стоя, необходимо показать как использовать в качестве опоры предметы мебели.
Для развития чувства баланса хорошо подходят совместные с взрослым подпрыгивания в положении сидя на пружинящем диване, и все виды игр, когда взрослый подбрасывает бедрами сидящего у него на коленях ребенка. Во время этих игр по мере развития у ребенка умения удерживать равновесие нужно постепенно ослаблять степень поддержки. Приблизительно к 8,5 месяцам, слепой ребенок может научиться самостоятельно сидеть, удерживая равновесие.
Некоторые зрячие и многие слепые дети пропускают в своем двигательном развитии стадию ползания. Однако ползание укрепляет все мышцы тела ребенка. Специалисты отмечают, что слепые дети, которые ползают, имеют лучшую координацию движений, чем те, кто пропустил эту стадию развития. Прежде, чем ребенок начнет ползать, необходимо научить его стоять на четвереньках. Для этого сначала нужно освоить позу сидя на коленях.
При обучении ребенка умению ползать необходимо, прежде всего, создать ситуацию, в которой он был бы мотивирован переместиться в пространстве. Для этого необходимо привлекать ребенка любимой звучащей игрушкой (или голосом), касаясь его рук, затем постепенно отодвигать ее. Одновременно нужно обеспечить ребенку опору ногам и подталкивать его вперед. Полученный ребенком опыт во время ползания является очень важным для ориентировки в пространстве и последующего умения ходить.
В возрасте 10-11 месяцев, если ребенок уже может устойчиво стоять, держась за опору, и делать вдоль нее несколько шагов боком, можно начинать учить его ходить по комнате. Слепой ребенок обычно может идти на голос родителей. Поэтому при обучении ребенка ходьбе взрослый должен находиться перед ребенком. Взрослый может держать ребенка за руки или дать ему в руки небольшой обруч, за который ребенок будет держаться во время ходьбы. Следует называть предметы, встречающиеся на пути, вместе с ребенком ощупывать их и описывать ощущения, возникающие от прикосновения к предмету.
Развитие движений рук и действий с предметами
Слепой малыш не имеет возможности усвоить действие через зрительное подражание взрослым. Поэтому первоначально действие должно выполняется им вместе с взрослым. Очень важно, чтобы совместные с взрослым действия не вызывали у ребенка негативных реакций. Их нужно совершать в мягкой манере и в медленном темпе, но достаточно четко. Позднее, по мере того как ребенок будет овладевать тем или иным действием, нужно предоставить ему возможность самостоятельно выполнить ту часть действия, которую он уже освоил, а закончить действие может взрослый. Затем взрослый может только направлять руки ребенка. На завершающих этапах обучения тому или иному действию достаточно будет лишь речевого побуждения или комментария взрослого.
В период с 1 до 3 месяцев можно начать вкладывать ребенку в руку погремушки и предметы, сделанные из разного материала (пластмассовые, деревянные, резиновые и т.д.). Для формирования правильного захвата (противопоставление большого пальца всем остальным) погремушка должна иметь определенную конструкцию. Лучше подходят погремушки, имеющие, форму гантели или телефонной трубки. Приблизительно к трем месяцам у ребенка формируется первая координация рука-рот, и он начинает тянуть вложенные в руку предметы в рот. Не нужно запрещать это делать, поскольку в младенчестве рот ребенка является активным познающим органом. В этом возрасте также можно начать играть с ручками ребенка: вкладывать в ручки ребенка свои пальцы, поглаживать, потряхивать ручки ребенка, перебирать его пальчики.
Когда ребенок находится в кроватке, необходимо подвешивать над ним различные звучащие предметы (погремушки, колокольчики, бубенчики, браслеты, бусы и т.п.). Эти предметы должны быть подвешены горизонтально над руками ребенка на таком расстоянии, чтобы ребенок, разогнув руку в локте, мог непроизвольно натолкнуться на них. Также следует подвешивать звучащие игрушки и над ногами ребенка. Подвешивать предметы над ногами сначала нужно достаточно низко, для того чтобы при любом движении ногой ребенок задевал висящий предмет. Затем, по мере развития способности малыша поднимать ножки, необходимо подвешивать предметы выше. Подвешенные игрушки будут провоцировать ребенка совершать более активные движения. Чтобы поддержать интерес ребенка к подвешенным предметам, необходимо иметь несколько комплектов игрушек, меняя их каждые 3-4 дня. Важно заметить, что подвешивать игрушки нужно либо над руками, либо над ногами, но не одновременно.
Следующим этапом в развитии движений рук является стимуляция и обучение ребенка захвату разных по форме, текстуре и весу звучащих предметов, которыми взрослый касается кистей, живота, предплечья, коленей ребенка. Важно подбирать удобные для захвата предметы. Лучше, чтобы предлагаемые ребенку предметы имели подвижные части. Это будет способствовать более продолжительной манипуляцией предметом. Далее необходимо учить ребенка перекладывать предмет из одной руки в другую, отпускать его и совершать с ним элементарные действия (трясти, сжимать, ощупывать, стучать и т.д.). Все действия, которым обучают ребенка должны тренироваться сначала пассивно, затем пассивно-активно и активно. Важно, чтобы взрослый комментировал совершаемые им или ребенком действия, а также называл предметы, которые используются во время игр. Необходимо многократное повторение взрослым нового действия, которому обучают ребенка. В совместной с ребенком предметной деятельности необходимо создать условия для того, чтобы у него возникла связь слова с обозначаемым предметом. Также важно помнить, что именно взаимодействие с взрослым мотивирует слепого ребенка к освоению предметного мира. Речь взрослого не только привлекает внимание ребенка к предмету, но и позволяет руководить способами выполнения действий, оценивать их успешность. Во втором полугодии жизни особое внимание следует уделить целесообразности движений ребенка и их предметной направленности.
Процесс формирования предметных действий на втором году жизни направлен как на развитие действий обследования предметов, так и на изучение их конкретных признаков и свойств.
Важно, чтобы ребенок понимал целесообразность предметных действий, позволяющих достичь положительного результата. Так, например, только при правильном положении пальцев руки можно достать из прорези фигуру, или опустить в прорезь фигуру соответствующей формы. Успешность предметно-практического исполнения действия зависит как от степени сформированности у ребенка представления о предмете, так и от понимания самого процесса выполнения действия.
Процесс обследования предмета следует четко организовывать, начиная с главных деталей и действий с ними и только затем акцентировать внимание на выделении дополнительных, не основных признаках и свойствах. Также необходимо постепенно расширять круг игрушек и предметов, обогащающих представления слепого ребенка о мире.
В этом возрасте для развития орудийных и предметно-практических действий можно использовать такие игрушки как карусель с колокольчиками, рамка с бубенцами и молоточком, рамки и коробки с вкладышами, платформа - молоток и гвозди, а также специальные игры (например, игра «Надень фигуру на колышек» и т. п.).
Если со слепым ребенком не проводить регулярных занятий и игр, его действия с предметами останутся на уровне неосознанных, хаотичных манипуляций. Иногда слепые дети долго пользуются оральным (с помощью рта) способом обследования предметов и не используют другие способы. Для преодоления такого недостатка необходимо учить детей использовать обоняние (различать запахи пищи, парфюмерии, бытовые запахи) и слух (учить дифференцировать звуки домашней обстановки, игрушек, музыки и природы).
Культура осязательного восприятия должна формироваться до тех пор, пока рука не станет для ребенка главным средством исследования предметного мира, ведь «рука для слепого – все равно, что глаз» (И.М. Сеченов).
Постепенное обучение слепого ребенка обследованию игрушек, предметов реального мира, а также активному взаимодействию со взрослым обеспечивает слепым детям необходимые сенсорные впечатления об окружающей действительности. Все это становится основой для развития их познавательного интереса.
Если не заниматься со слепым ребенком, у него может возникнуть резкое отставание в психофизическом развитии. Это проявляется в отсутствии обследующих действий руки, отторжении предлагаемых игрушек, примитивных манипуляциях, навязчивых движениях и пассивности ребенка при контакте с окружающим миром. Часто у таких детей встречаются эхолалии – непроизвольные повторения услышанных звуков, слов или фраз. При недостаточности чувственного опыта и предметно-практических действий у слепых детей может появиться вербализм.
На втором году жизни следует знакомить детей с домашней обстановкой, предметами быта, особенно с той частью помещений, где ребенок находится чаще всего. Если у ребенка есть остаточное зрение, то при обследовании предметов с помощью осязания или при ориентации ребенка в пространстве с использованием слуха необходимо учить его выделять те зрительные признаки предметов, которые он в состоянии различить. При этом важно, чтобы предметы и объекты, с которыми сталкивается незрячий ребенок, были ярко окрашены, а помещение - хорошо освещено. Это позволит ему использовать остаточное зрение. Таким детям наряду с медицинскими средствами, рекомендуются педагогические средства коррекции: рассматривание светящихся электрических игрушек с мигалками, фонариков и различных световых изображений для стимуляции зрительного анализатора. Иногда у слепых детей с остаточным зрением имеется только восприятие света и цвета. В этом случае важно учить детей выделять эти признаки в окружающих предметах, что впоследствии поможет узнавать свою одежду, игрушки, предметы быта и поможет ориентироваться в пространстве.
Первые вокализации и речевое развитие
В период от 1 до 6 месяцев в развитии вокализаций ребенок переходит от произнесения отдельных звуков к активному певучему гулению и, затем к произнесению слогов. В этот период необходимо поддерживать все вокализации ребенка, повторяя их за ним во время эмоционального общения. Для активизации перекличек с малышом в первые месяцы жизни напевно с различными интонациями и с разной громкостью нужно произносить как отдельные гласные звуки (а, о, у, и) и их сочетания (ау, уа, иа, аи), так и первые сочетания гласных и согласных звуков (агу, агы). Во время стимуляции перекличек важно делать паузу, предоставляя ребенку возможность включиться во взаимодействие. Первые слоги (ма, па или ба) у большинства детей появляются к 6 месяцам. В период от 6 до 12 месяцев появившиеся в арсенале ребенка слоги также необходимо включить в переклички, повторяя один и тот же слог несколько раз. Хорошо сочетать произнесение слогов с ритмичными движениями вместе с ребенком. Играя с ребенком, постепенно необходимо добавлять слоги, которых еще нет в лепете ребенка и побуждать его повторять их.
Для предотвращения появления вербализма у слепого ребенка уже на самых ранних этапах развития особое внимание следует уделить обучению лепетным словам и звукоподражаниям. Обучение первым словам должно происходить в простых совместных с взрослым предметных действиях. Нужно обязательно соотносить слово с совершаемым ребенком действием (на, дай, бах) и с предметом (игрушкой), которым он занят.
Речь окружающих людей для слепого ребенка является особенно привлекательной, даже если они не всегда понимают ее смысл. Желание детей подражать речи взрослых подчас приводит к эхолалии - повторению того, что они слышат, иногда даже без осознания подлинного смысла речи. Довольно часто слепые дети не понимают слов, обозначающих предметы, их признаки и качества, а также действия с ними.
Для полноценного развития слепому ребенку необходимо обеспечить условия для соотнесения смысла слов с их предметно-практическим содержанием. Важно, чтобы у ребенка была возможность наблюдать и понимать предметно-практические действия взрослых и слышать их речевые пояснения. Предлагая детям обследовать предмет, следует продумать, последовательность изучаемых признаков, приемов обследования, а также называния каждого признака. Словесное обозначение выделенных признаков будет способствовать обогащению смысловой стороны речи и ее предметной соотнесенности. Только в этих условиях преодолевается вербализм, часто возникающий у незрячих детей из-за отсутствия их соответствующего воспитания и обучения.
При направленном воспитании у слепого ребенка на втором году жизни уже формируется фразовая речь. Для правильного произношения важно развитие фонематического слуха, поэтому дети должны слышать четкую и грамотную речь. Вместе тем, у значительной части слепых детей возникают трудности при произношении звуков. Для преодоления нарушения звукопроизношения следует учить детей тактильно-кинестетическому анализу работы артикуляторного аппарата у взрослого человека. Без этого у них не будут сформированы представления об образовании звуков. Такие дети часто нуждаются в помощи логопеда, знающего, как работать над восстановлением произношения у слепых детей. Эта работа имеет свою специфику, так как у слепых детей нет зрительного образа движения губ, языка.